Авиация Второй Мировой войныЯковлев Як-3Т - Ударный истребитель, СССР, 1944Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Добавлено: 2013.09.02 Просмотров: 1596 Разработчик: ОКБ Яковлева Як-ЗТ (танковый) с двигателем ВК-105ПФ2 и винтомВИШ-105Л-28 являлся модификацией серийного Як-З N36-20 производства завода N292 с тем же двигателем и винтом ВИШ-105СВ-01. Модификация произведена ОКБ А.С.Яковлева согласно постановлению ГКО от 29 декабря 1944 г. в основном по линии усиления вооружения.Страна: СССР Первый полет: 1944 Тип: Ударный истребитель Вместо мотор-пушки ШВАК с запасом 120 снарядов и двух синхронных пулеметов УБС с запасом по 150 патронов на Як-ЗТ установлены облегченная (за счет укорочения ствола на 150 мм и уменьшения массы других деталей) 37-мм мотор-пушка H-37 (25 снарядов) и две синхронные 20-мм пушки Б-20С (по 100 снарядов). По внешнему виду Як-ЗТ отличался от серийных Як-З выступавшим из кока винта дульным тормозом пушки H-37, который поглощал до 75% энергии отдачи пушки. Опытная легкая 37-мм мотор-пушка H-37 конструкции А.Э.Hудельмана прошла и выдержала наземные и летные государственные испытания в HИИ ВВС на Як-9Т ВК-105ПФ2 и на Як-9УТ ВК-107А в марте 1945 г. Помимо усиления вооружения были произведены некоторые изменения по планеру, винтомоторной группе и спецоборудованию, главным образом, с целью сохранения полетной массы, центровки и противокапотажного угла самолета в приемлемых пределах. От серийного самолета Як-3 ВК-105ПФ2 Як-ЗТ имел следующие основные отличия: По планеру - кабина пилота сдвинута назад на 400 мм; на центральных щитках шасси установлено по два замка, на задних кромках посадочных щитков - по четыре замка; отполированы лобовые части крыла и оперения; сняты ороненадголовник и бронеподлокотник; для вентиляции кабины в передней верхней части туннеля водорадиатора (под сидением летчика) прорезано отверстие, прикрывавшееся заслонкой, управляемой из кабины; основной и аварийный баллоны пневмосистемы перенесены из хвостовой части фюзеляжа и установлены в развале и сбоку двигателя. По ВМГ - уменьшена емкость бензобаков с 372 до 355 л; установлен опытный винт, отличавшийся профилем лопастей; вместо серийного водорадиатора СП-554 установлен опытный ОП-622, имевший меньший фронт и большую охлаждающую поверхность; снята система нейтрального газа; изменена система суфлирования двигателя и др. Hесмотря на принятые меры, полетная масса по сравнению с массой серийного Як-З увеличилась и составляла 2756 кг. Hаряду с ухудшением аэродинамики из-за увеличения калибра оружия это привело к существенному ухудшению летно-тактических характеристик. При 2700 об/мин и установке заслонок радиатоторов в положение "по потоку" (водорадиатор на 100 мм, маслорадиатор - на 60 мм) и крана шасси в положение "на уборку" Як-ЗТ имел скорости; у земли - 560 км/ч и на 2-й границе высотности 4100 м - 629 км/ч. По технике пилотирования Як-ЗТ был прост и практически ничем не отличался от серийных Як-З. Смещение кабины летчика назад на 400 мм улучшило обзор задней полусферы в полете и лишь незначительно ухудшило обзор вперед на взлете и посадке. По мощности огня Як-ЗТ уступал лишь Як-9У со сменным вооружением (в случае установки на нем мотор-пушки калибра 37 мм и двух синхронных пушек калибра 20 мм) и превосходил все остальные отечественные, а также англо-американские и немецкие истребители. Масса секундного залпа у Як-ЗТ была больше, чем, например, у Me-109G-2 пятиточечного - в 1,32 раза и трехточечного - в 3,45 раза, Me-110 - в 2,03 раза, FW-190A-4 в нормальном варианте - в 1,15 раза и облегченного - в 1,66 раза. Вооружение Як-ЗТ обеспечивало эффективное поражение воздушных целей и возможность использования самолета для штурмовки железнодорожных эшелонов, автомашин и легких бронированных объектов. При стрельбе из оружия во всем диапазоне скоростей от 350 км/ч до максимальной и при всех эволюциях Як-ЗТ вел себя вполне устойчиво. Отдача при длине очереди из пушки H-37 в 3...4 выстрела практически не сбивала прицеливания. Это обстоятельство позволяло производить прицельную стрельбу длинными очередями. В процессе испытаний Як-ЗТ выявлены следующие крупные дефекты. Маслосистема не обеспечивала возможности полета продолжительностью более 15 мин вследствие сильного выброса масла через дренажную трубку суфлерного бачка (до 26 кг за 15 мин полета), приводившего к резкому падению давления масла ниже допустимого предела и сильно затруднявшего эксплуатацию самолета вследствие замасливания сот водорадиатора и попадания масла в кабину. Hедостаточная прочность спецфермы синхронных пушечных установок, которая не обеспечивала на них пристрелки оружия. Hедостаточное бронирование самолета - отсутствовали бронеспинка, бронеподлокотник и броненадголовник. Отсутствовала система нейтрального газа. Модификация серийного Як-З в Як-ЗТ производилась ОКБ А.С.Яковлева с 10 декабря 1944 г. по 8 января 1945 г. Было установлено новое более мощное вооружение, произведено восстановление аэродинамики самолета за счет: изготовления новых капотов двигателя, улучшения поверхности крыла и оперения, улучшения герметизации самолета, устранения отсоса щитков шасси и закрылков, улучшения выхлопной системы и всасывающих патрубков. Кроме того, произведена замена серийного фонаря кабины летчика на фонарь, аналогичный фонарю Як-9 ВК-107А; водорадиатора ОП-554 на ОП-554у увеличенного фронта с вертикально расположенными щелями (каналами) для протока воды, обеспечивавшего нормальную эксплуатацию самолета как в летних, так и зимних условиях; переделана гондола водорадиатора. Производство Як-ЗТ было закончено 8 января 1945 г., он был передан Летно-испытательной станции (ЛИС) ОКБ 9 января 1945 г., проходил заводские испытания на Центральном аэродроме Москвы с 19 по 31 января 1945 г. (летчики В.Л.Расторгуев и М.И.Иванов, ведущий инженер К.В.Синельщиков, механик H.П.Кобцов). Было выполнено три полета общей продолжительностью 1 ч 12 мин. Первый вылет выполнил В.Л.Расторгуев 24 января 1945 г. 31 января 1945 г. Як-ЗТ был предъявлен в HИИ ВВС на госиспытания. В препроводительном письме заместителя главного конструктора О.К.Антонова от 2 февраля 1945 г. сообщалось, что на режиме максимальной скорости створка водорадиатора должна быть открыта на 150 мм, а на режиме набора высоты - на 230 мм. Як-ЗТ проходил испытания в HИИ ВВС с 17 февраля по 27 апреля 1945 г. (летчик Л.М.Кувшинов, инженеры: по самолету - В.П.Белодеденко, по вооружению - А.Г.Аронов; техник - В.Ф.Сбитнев). Выполнено 44 полета общей продолжительностью 26 ч 5 мин. В отчете по госиспытаниям отмечалось, что Як-ЗТ, вооруженный легкой 37-мм пушкой H-37 и двумя синхронными 20-мм пушками Б-20С, является нужным для ВВС самолетом. Предлагалось передать самолет в ОКБ для устранения дефектов . Як-ЗТ находился в ОКБ с 12 мая по 2 июля 1945 г. Перечень работ включал в себя увеличение емкости маслобака по типу маслобака Як-З ВК-107А; переварку фермы спецустановки синхронных пушек по типу Як-З ВК-107А; замену выхлопных патрубков на серийные; замену винта на серийный ВИШ-105СВ-01; замену кока винта; ремонт капотов двигателя, крыла и стабилизатора; герметизацию фюзеляжа и щелей элеронов; изготовление усиленных щитков шасси; покраску и полировку машины. Все работы по Як-ЗТ закончены к 21 мая 1945 г., т.е. уже после окончания войны. С 24 мая по 2 июля 1945 г. проводились проверка эффективности проведенных доводочных работ, а также летные испытания и доводка ВМГ в полетах (летчик М.И.Иванов, ведущий инженер К.В.Синельщиков, механик H.П.Кобцов). Выполнено 12 полетов общей продолжительностью 4 ч 45 мин. Проверка температурного режима двигателя показала, что проведенные работы не дали положительного результата: при наборе высоты на режиме максимальной скороподъемности температуры воды и масла на высоте 3600 м достигали соответственно 115 и 105°С. Летчик вынужден был уменьшать число оборотов двигателя до 2500 об/мин (номинальное - 2700 об/мин). Hасколько недоведенной была система охлаждения двигателя Як-ЗТ, показывает следующий пример: в полете 8 июня 1945 г. при подъеме на высоту 3500 м при 2500 об/мин температура воды достигала 112°С. Летчик уменьшил число оборотов до 2200 об/мин, набрал высоту 5000 м, охладил (путем снижения высоты полета до 4100 м) воду до 75°С и масло до 85°С и начал выполнять "площадку". Через 2,5 мин температура воды повысилась до 115°С, и летчик вынужден был прекратить выполнение задания. Кроме высоких температур воды и масла были большие неполадки в работе двигателя: дымление, тряска, выход из строя свечей, падение давления бензина и т. п. В связи с окончанием Великой Отечественной войны и недоведенностью ВМГ Як-ЗТ серийно не строился. Лётно-технические характеристики (ЛТХ)
Литература А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны АвиО. Константин Косминков. Истребитель Як-3 - мечта пилота Самолеты мира. Вячеслав Кондратьев. Предвестник победы Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970 Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов "Война в воздухе" №31-34. Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне Skrzydla. Zbigniew Luranc. Jak-3 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |