Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Чечнева Марина Павловна
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



Женщины-герои Советского Союза

Чечнева Марина Павловна


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2013.07.24
Просмотров: 1760

Высоко в небе стремительно пронеслась девятка серебристых самолетов. В сомкнутом строю, будто связанные невидимыми нитями, легкокрылые ЯКи сделали разворот и резко перешли в пикирование, а затем свечой взвились ввысь.
Десятки тысяч москвичей, заполнивших зеленое поле Тушинского аэродрома в День авиации, с восторгом смотрели на блестящее выполнение фигур высшего пилотажа.
— Командир отважной девятки летчиц — Герой Советского Союза заслуженный мастер спорта Марина Павловна Чечнева, — несется в эфир голос диктора. — Имя этой женщины известно всей нашей стране. Золотая Звезда Героя, четырнадцать орденов и медалей говорят о ее подвигах в годы Великой Отечественной войны.
Скупые, короткие фразы. А в них — большая, полная героизма жизнь, в них — тревожная юность военных лет, горячая комсомольская душа и любовь к жизни.
В авиацию она пришла не случайно. С детских лет Марина мечтала подняться в бездонную глубину неба. В своем школьном дневнике она писала:
Я мечтаю быть пилотом В нашей радостной стране. Обогнать на самолете Птицу в синей вышине.

А через год после этого, не закончив еще среднюю школу, Марина подала заявление в один из московских аэроклубов.
— Хочу летать, — заявила она начальнику аэроклуба.
Пожилой полковник с удивлением смотрел на черноглазую девочку. Ее настойчивость и решительность нравились ему. Опытный летчик-инструктор, он всем сердцем понимал Марину. Но что он мог сделать, если ей было только пятнадцать лет!
В ту ночь Маринка не спала, она долго, безутешно плакала. А утром решила: «Я все равно буду летчиком, это моя цель в жизни».
Ровно через год ранним апрельским утром она сделала свой первый самостоятельный вылет. Это было в 1938 году. Потом в жизни Марины Чечневой были сотни различных вылетов. Но первый остался в памяти на всю жизнь. Тогда она провела в воздухе всего двадцать минут. Но какие это были минуты!
Машина плавно неслась по воздушной глади, повинуясь малейшему движению руки, девушка летела над счастливой нашей землей, радуясь солнцу, небу, простору. В этот первый вылет Марина окончательно решила всю свою жизнь посвятить авиации.
Но недолго пришлось юной летчице заниматься авиационным спортом.
В один день померкло солнце, над нашей Родиной заметались горе и несчастье. Началась война с фашистской Германией.
— Только на фронт, бить врага с воздуха, — заявила Марина в аэроклубе.
В годы войны Марина Чечнева совершила восемьсот десять ночных боевых вылетов, нанося бомбовые удары по укрепленным вражеским пунктам. Больше ста тонн бомб сбросила она на врага, более тысячи часов провела в воздухе, выполняя боевые задания. И каждую секунду из этой тысячи часов ее караулила опасность. Сотни раз прилетала она в самолете, иссеченном пулями. А были вылеты, из которых ее подруги — летчицы 46-го гвардейского Таманского женского авиаполка уже не надеялись увидеть своего боевого командира эскадрильи.
... Шли бои на Кавказе. Фашистские орды рвались к Грозному, к советской нефти. Каждую ночь они пытались переправлять свои войска и орудия на правый берег реки Терека. И каждую ночь их отбивали наземные части. С воздуха пехоте помогали маленькие самолеты ПО-2. Почти бесшумно летая в ночном небе, они приводили врага в панический страх. Через каждые две-три минуты в воздухе появлялись светящиеся бомбы, озаряя переправы и скопления машин. При свете САБов на фашистов летели фугасные бомбы.
В одну из таких ночей полку была поставлена задача: уничтожить фашистскую переправу около Моздока.
На эту переправу уже совершали налеты наши дневные бомбардировщики. Но им трудно было уничтожить с большой высоты узенькую полоску временного моста шириной в одну грузовую машину. А для ПО-2 эта задача выполнима. Конечно, при условии, что у летчика твердая рука, а у штурмана зоркий и точный глаз.
Марина летала тогда со штурманом Ольгой Клюевой. Вместе они работали с первого боевого вылета и поэтому понимали друг друга с полуслова.
Над Моздоком их встретила зенитная батарея. Девушки прорвались сквозь огонь, но на переправу не пошли, а полетели в тыл противника и тем обманули его. Зенитчики сосредоточили весь огонь на следующем самолете. Марина Чечнева с Ольгой Клюевой появились над переправой совсем с другой стороны. С небольшим пикированием, убавляя газ, экипаж незаметно подошел к цели и первой же бомбой разрушил мост.
На следующий день из штаба наземных войск сообщили об успехе самолета, отбомбившегося в двадцать три ноль пять точно по цели. Уничтожение этой переправы помогло пехотинцам отстоять большой участок фронта и перейти в наступление.
Каждый раз, попадая в шквальный зенитный огонь и бесчисленные прожекторы, Марина говорила: «Пусть стреляют, только бы иметь силы держать штурвал, и задание будет выполнено». Покалеченная, израненная машина плохо повиновалась рукам девушки и с большим трудом дотягивала до аэродрома.
В подобные минуты Марина с благодарностью вспоминала спорт. Разве могла бы она вынести такие физические и моральные напряжения в каждом боевом вылете, если бы с детства не занималась физкультурой.
Она любила в нелетное время вспоминать мирные воскресные дни, проведенные на лыжах или на берегу Москвы-реки.
— Эх, девушки, броситься бы сейчас в воду да проплыть километр-другой, кажется, вся усталость навсегда прошла бы, — говорила иногда Марина в жаркие летние дни на юге.
Глядя на ее стройную, спортивную фигуру, подруги в шутку называли Марину «наш заслуженный мастер спорта».
А шутка-то была пророческой...
Отгремела война. Марина вернулась в родную Москву. В Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова она занялась подготовкой воздушных спортсменов.
Но горячее сердце не давало покоя. И в 1949 году она решила готовиться к мировому рекорду скорости полета на спортивном самолете ЯК-18.
Как всегда, воля и настойчивость привели к успеху: пятьсот километров летчица пролетела за два часа четыре минуты, установив мировой рекорд скорости на ЯК-18. Это был первый послевоенный авиационный рекорд, установленный женщиной-летчицей.
А спустя три года Марина Чечнева стала одной из победительниц командного первенства по технике пилотирования на самолетах ЯК-18 на Первых Всесоюзных состязаниях летчиков-спортсменов ДОСААФ.
Много лет подряд Марина Чечнева была ведущей женской пилотажной группы на воздушных парадах. За высокие спортивные результаты в авиационном спорте майору, боевому летчику Герою Советского Союза М. П. Чечневой было присвоено звание заслуженного мастера спорта.
С тех пор прошли годы. Марина Павловна сейчас не летает. Она мать двоих детей, член Советского комитета ветеранов войны, заместитель председателя Общества советско-болгарской дружбы.
Марину Чечневу часто приглашают в гости зарубежные друзья. Она побывала в Чехословакии, Польше, Италии, Швеции, ГДР, ФРГ и Болгарии. Всюду рассказывает Марина Павловна о счастливой советской жизни, о борьбе советских людей с врагами в годы войны, а в настоящее время о борьбе за мир.
... Поезд быстро мчался по польской земле. Мелькали поля и леса, хорошо знакомые города.
— Предупредите, пожалуйста, меня, когда будем подъезжать к Висле, — взволнованно попросила Марина проводника.
Здесь, над этой польской рекой, она чуть не попрощалась с жизнью. Это было в 1944 году. Еще горела и стонала земля наших братьев. Пожаром окуталась Варшава. По десять — пятнадцать вылетов делала Марина Чечнева и ее подруги каждую ночь. Одну из этих ночей она не забудет никогда.
В ту ночь над Вислой было загадочно тихо. Уже сделали по нескольку вылетов. Уже возникли большие очаги пожаров от взорвавшихся бомб, а враг все молчал.
Был третий вылет. Успокоенные тишиной, летчицы спускались с большой высоты и вели разведку войск противника. Марина Чечнева предложила своему штурману Вале Лучинкиной сбросить бомбу на железнодорожный путь, где она увидела мелькание огня. Первая же бомба поразила цель. И вдруг зажглись десятки прожекторов.
— Что это? Откуда они взялись? — удивилась Валя.
— Видно, мы попали в ценный объект, — ответила Марина.
Вдруг над ними черной тенью пронесся немецкий истребитель. Еще момент — и огнем своего оружия он поразил мотор. Запахло маслом.
— Марина, мы горим, — послышался голос штурмана.
Горела плоскость. Резкими движениями летчице удалось сбить пламя. Но что делать с мотором?
— Только бы дотянуть до своих.
И началась сложная, мужественная н поистине страшная борьба за жизнь. Сквозь дым зенитных разрывов Марина Чечнева осторожно, как больного ребенка, ведет свой маленький, смертельно раненный ПО-2.
Опять и опять заходит истребитель. Трещит перкаль на пробитых плоскостях, чихает и плачет изувеченный мотор.
К счастью, они остались живы. Две русские девушки в этом страшном неравном бою над польской землей не упали духом, они победили...
И теперь, когда Марина подъезжала к Висле, этот вылет вспомнился особенно отчетливо. С тех пор прошло много лет. Расцвела и похорошела Польша.
— Дорогие друзья, — говорила Марина на митинге в Варшаве. — Я счастлива, что в годы войны своим трудом помогала вашему освобождению от фашизма. Здесь, на вашей земле, похоронено много наших подруг-воинов. Здесь они сложили свои головы за всенародное счастье, — продолжала Марина в суровой и торжественной тишине.
Голос русской женщины-летчицы призывал к миру, дружбе...
Жизнь Марины Павловны Чечневой полна новых больших интересных забот. Но годы не унесли любовь к воздуху, авиации, которой она отдала восемнадцать лет.
... Авиационные спортсмены Центрального и московских аэроклубов ждали первого космонавта в гости. Марина Павловна волновалась весь день. Она хотела многое узнать о космосе. Какие вопросы задать космонавту?
А когда увидела его, только и могла сказать:
— Дорогой Юрий Алексеевич! Разрешите мне от имени женщин-летчиц поздравить вас с подвигом.
— Я давно вас знаю, — сказал вдруг Гагарин. — Когда учился в Саратовском аэроклубе, к нам прислали ЯК-18. Из формуляра мы узнали, что на нем летала на воздушном параде Марина Чечнева. Для нас, курсантов, вы всегда служили примером мужества, высокого спортивного мастерства. Мы с вами как бы авиационная родня, — шутит Юрий Алексеевич, — летали на одном самолете.
Да, это была шутка. Но если подумать, в ней заложен большой смысл. Такие летчики, как Марина Чечнева, своим трудом, мужеством изо дня в день помогали готовить полет Юрия Гагарина. Это и они прокладывали путь в космос, путь к далеким, еще не изведанным мирам.

Автор: Т. Сумарокова

Героини. Вып. 2. (Очерки о женщинах — Героях Советского Союза). М., Политиздат, 1969.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!