ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Третий рейх в цвете
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить

                                          ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные

Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии


М.Б. Барятинский - Танки Второй Мировой войны

Vickers Mk.E (Великобритания)

Добавлено: 2012.11.24
Просмотров: 1660

Популярный в 1930-е гг. легкий танк сопровождения пехоты, широко известный под названием Vickers 6 ton tank ("Виккерс 6-тонный"). Разработан в инициативном порядке в 1930 г. фирмой Vickers-Armstrong Ltd. в трех вариантах – двухбашенном, однобашенном и в варианте танка-истребителя. Предназначался, главным образом, для экспорта. С 1930 по 1939 г. изготовлено свыше 150 единиц.

Конструкция и модификации

Vickers Mk.E mod.А – двухбашенный вариант, танк сопровождения пехоты. Корпус – клепаный коробчатого сечения. Механик-водитель располагается в передней части корпуса справа. Две башни цилиндрической формы размещены рядом на подбашенной коробке. Вооружение – два пулемета Vickers калибра 7,7 мм. Горизонтальный обстрел для каждого пулемета в башнях составляет 265°. Боекомплект – б тыс. патронов. Бронирование – 5-13 мм. Двигатель – Armstrong Siddeley, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения. Мощность – SO л.с. при 2000 об/мин. Макс, скорость – 35 км/ч, запас хода – 160 км. Боевая масса – 6,655 т.
Vickers Mk.E mod.В – однобашенный вариант, танк огневой поддержки. Башня конической формы размещена на подбашенной коробке ближе к левому борту. Вооружение – 47-мм пушка и 7,7-мм пулемет в спаренной установке. Боекомплект 50 выстрелов и 4 тыс. патронов.
Vickers Mk.E mod.С – танк-истребитель. По конструкции аналогичен двухбашенному варианту. Дополнительно вооружен двумя 37-мм противотанковыми пушками, установленными в лобовом и кормовом листах подбашенной коробки. Танк-истребитель предполагалось изготавливать только по специальному заказу покупател ей.
Ни один из трех вариантов не вызвал никакого интереса у британских военных поскольку машина не вписывалась в классификацию танков, принятую в Великобритании. Расчет же руководства фирмы на экспортные заказы оказался верным.
28 мая 1930 г. советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским – начальником недавно созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с фирмой Vickers на производство для СССР 15 двухбашенных танков Vickers Mk.E mod.А, Первый танк был отгружен заказчику 22 октября 1930 г., а последний – 4 июля 1931-го. В сборке этих танков принимали участие и советские специалисты, Каждая закупленная в Англии боевая машина обошлась Советскому Союзу в 42 тыс.руб (в ценах 1931 г.).


Легкий танк Vickers Mk.E mod.А во дворе завода фирмы Vickers-Armstrong Ltd. 1930 г. Обращают на себя внимание, установленные в башнях пулеметы Vickers с водяным охлаждением

Тактико-технические характеристики танка Vickers Е (Польша)

БОЕВАЯ МАССА, т: 7.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4560, ширина – 2284, высота – 2057, клиренс – 381.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета Browning wz.30 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 6600 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт корпуса – 5…13, корма – 8, крыша – 5, башня -13.
ДВИГАТЕЛЬ: Armstrong Siddeley Puma, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, воздушного охлаждения; мощность 91,5 Л.С. (67 кВт) при 2400 об/мин, рабочий объем 6667 см #179; .
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное), в каждой гусенице 108 траков шириной 258 мм, шаг трака 90 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 37.
ЗАПАС ХОДА, км: 120.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 37; ширина pea, м – 1,85; высота стенки, м – 0,76; глубина брода, м – 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: отсутствуют.


Один из первых, прибывших в СССР танков "Виккерс 6-тонный". Весна 1932 г. После испытаний танк был принят на вооружение Красной Армии. После внесения ряда изменений в конструкцию было развернуто его серийное производство под индексом Т-26.

20 ноября 1930 г. Греция приобрела два танка: двух- и однобашенный. Поскольку нового заказа не последовало, можно предположить, что покупка имела ознакомительный характер.
Контракт на поставку танков Польше был заключен 16 сентября 1931 г. В период с июня 1932 г. по ноябрь 1933 г. изготовлено и поставлено 38 единиц: 22 двухбашенных и 16 однобашенных. Двухбашенный вариант отличался от стандартного английского образца формой башен и вооружением. В Польше танки оборудовались специальным кожухом- воздухозаборником. Однобашенные танки вооружались 47-мм пушками Vickers и 7,92-мм пулеметами Browning wz.30. Спаренная установка размещалась в башне конической формы, смещенной к левому борту танка. Боекомплект 49 выстрелов и 5940 патронов.
На 1 сентября 1939 г. в составе Войска Польского имелись две танковых роты, вооруженные "Виккерсами", – 12-я (12 Kompanie Czolgow Lekkich) и 121-я (121 Kompanie Czolgow Lekkich) роты легких танков. Каждая из них насчитывала 16 боевых машин (три взвода по 5 танков и танк командира роты). Первая была сформирована в Учебном центре танковых войск в Модлине для Варшавской мо- тобронебригады, находившейся в составе армии "Люблин", вторая входила в состав 10-й кавалерийской бригады армии "Краков". Обе роты принимали участие в боях с немцами.
В октябре 1932 г. три машины – две однобашенных и одну двухбашенную – заказала Боливия. Эти танки оказались первыми и единственными 6-тонными "Виккерсами" на Латиноамериканском континенте, а кроме того – первыми, принявшими участие в боевых действиях. Летом 1932 г, вспыхнула война между Боливией и Парагваем, известная под названием "Война Гран Чако". В ней-то и участвовали все три боливийских "Виккерса", Двухбашенный танк был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице страны – Асунсьоне.


Легкий танк Vickers Mk. Е mod. А изготовленный для Польши. 1932 г. Машина вооружена двумя пулеметами Hotchkiss


Легкий танк Vickers Mk.E mod.В армии Сиама. 1930-е годы

В феврале – марте 1933 г. 10 машин mod В отправили в королевство Сиам (ныне Таиланд). Кроме того, для этой страны было изтовлено 26 зенитных танков, которые представляли собой шасси "6-тонного" с корытообразным, открытым сверху корпусом. На этих машинах устанавливался 40-мм зенитный автомат "пом-пом". В 193В г. Сиам заказал еще 12 однобашенных танков, но до сентября 1939-го фирма успела отгрузить лишь восемь машин. Остальные были реквизированы британским правительством в связи С начавшейся войной и использовались в Великобритании в качестве учебных.
Двадцать однобашенных машин в 1934-1936 гг. закупил Китай. Эти танки по внешнему виду отличались от стандартных наличием ниши в кормовой части башни – в ней устанавливалась радиостанция.
В 1938 г. восемь однобашенных "Виккерсов" закупила Болгария.
В США, Японию и Италию "6-тонные" не поставлялись, однако по одной двухбашенной машине было направлено в эти страны для демонстрации. По неподтвержденным данным, некоторое время по одному "Виккерсу" модели А находилось в Румынии и Эстонии с той же целью.
Один танк "Виккерс" модификации В в 1933 г. закупила Финляндия. Контракт на поставку партии танков Финляндии был заключен 20 июля 1937 г. От базового английского варианта Mk.E mod.В финский образец отличался наличием ниши башни под установку радиостанции и формой амбразуры под установку 37-мм пушки Bofors. Изготовлено и поставлено 32 единицы, без вооружения, средств связи и оптических приборов. До начала Второй мировой войны было поставлено только 26 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя "сиамскими" машинами они были единственными танками этого типа, состоявшими на вооружении британской армии. Они использовались в учебных целях.
Шестнадцать танков получили 37-мм французские пушки Puteaux SA18, демонтированные с устаревших французских танков Renault FT17 и 7,62-мм пулеметы Lahti L-33/36. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции Marconi SB-4a . Боевая масса составила 8,4 т. Экипаж 3 человека. Остальные 10 танков были вооружены 37-мм пушкой 37 psvk 36 (Sofors) и 7,62-мм пулеметом L-33/36 в башне, 9-мм пистолетом-пулеметом Suomi в лобовом листе корпуса слева от механика-водителя. Боевая масса 8,6 т. Экипаж 4 человека.


Легкий танк Vickers Mk.E mod.В без вооружения во время испытаний в Финляндии в зимних условиях. Март 1934 г. На лобовом листе корпуса танка уложен укрыеочный брезент

Накануне Зимней войны танками "Виккерс" были вооружены 3-я и 4-я роты единственного финского танкового батальона. Боевые машины 4-й роты 26 февраля 1940 г. приняли участие в первом для финской армии танковом бою под Хонканиеми (Лебедевкой). Финские "Виккерсы" столкнулись здесь с "Виккерсами" советскими – танками Т-26 из 112-го танкового батальона 35-й легкотанковой бригады. В этом бою финны потеряли семь машин. Восьмой танк был сильно поврежден, эвакуирован в тыл, но не восстанавливался. Советская сторона потерь не имела.
Еще одна стычка с советскими танками произошла 29 февраля, когда средний танк Т-28 обстрелял два "Виккерса", в результате чего один из финских танков сгорел вместе с экипажем.


Легкий танк Vickers Mk.E mod.В армии Финляндии во время маневров в августе 1939 г. Машина вооружена 37-мм пушкой Puteaux SA18


Командиры Красной Армии осматривают подбитый финский танк Vickers Mk.E mod.В, вооруженный 37-мм пушкой Bofors. Март 1940 г.

После Зимней войны оставшиеся в строю машины перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых советских Т-26; пистолеты-пулеметы Suomi также были заменены советскими ДТ. Кроме того, ряд английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е. Внешне модернизированный таким образом "Виккерс" действительно был очень похож на Т-26 обр. 1937 г., с той лишь разницей, что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е – к правому. К началу Продолжительной войны (так в Финляндии именуется период участия этой страны во Второй мировой войне) T-26E были сведены в 3-ю танковую роту, которая одной из первых начала боевые действия против Красной Армии 25 июня 1941 г. Боевые машины этого типа, как впрочем, и трофейные советские Т-26, достаточно эффективно использовались финнами для непосредственной поддержки пехоты. К лету 1944 г. по десять Т-26Е состояло на вооружении 1-го и 2-го батальонов танковой бригады, входившей в состав единственной финской танковой дивизии. Некоторое количество Т-26Е эксплуатировалось и после окончания войны. На 31 декабря 1958 г. в финской армии еще числилось 7 танков этого типа.


Финский легкий танк Т-26Е. Карельский перешеек, сентябрь 1941 г. Машина вооружена советской 45-мм танковой пушкой а штатной маске. В спаренной и курсовой пулеметных установках использованы советские пулеметы ДТ

Тактико-технические характеристики танка Т-26Е

БОЕВАЯ МАССА, т: 8,6.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4560, ширина – 2284, высота – 2273, клиренс – 381.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 20К обр.1934 г. калибра 45 мм, 1 пулемет ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм, 1 пистолет-пулемет Suomi калибра 9 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТОП обр. 1930 г., перископический панорамный прицел ПТ-1 обр 1932 г.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт корпуса – 5…13, корма – 8, крыша – 5, башня -13.
ДВИГАТЕЛЬ: Armstrong Siddeley, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, воздушного охлаждения; мощность 80 л.с. (58,9 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре балансирные тепежки, подвешенные на листовых четвертьэллиптических рессорах, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо с натяжным механизмом, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); в каждой гусенице 108 траков шириной 258 мм, шаг трака 90 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 30.
ЗАПАС ХОДА, км: 120.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 35; ширина рва, м - 1,85; высота стенки, м – 0,76; глубина брода, м – 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-З.


Финский легкий танк Т-26Е на боевой позиции во время уличных боев в Выборге 19 июня 1944 г. Судя по антенне радиостанции, это танк командира взвода. Обращает на себя внимание тот факт, что финские танкисты использовали танковые шлемы советского образца
При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!