Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Cruiser Tank Mark VI (A15) Crusader (Великобритания)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



М.Б. Барятинский - Танки Второй Мировой войны

Cruiser Tank Mark VI (A15) Crusader (Великобритания)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2012.11.24
Просмотров: 2016


Крейсерский танк Crusader III в экспозиции военного музея на Абердинском полигоне в США

Крейсерский танк Crusader создавался одновременно с Covenanter, по аналогичному техзаданию, но фирмой Nuffield. Его проект также являлся развитием конструкции А13, и первоначально танк предполагалось использовать в роли тяжелого разведчика. На деле ему пришлось стать самым массовым английским танком периода Африканской кампании. С 1939 по 1943 г. заводы девяти фирм под "патронажем" фирмы Nuffield изготовили 5300 (по другим данным – 5700) танков Crusader.

Конструкция и модификации

Crusader I – первый серийный вариант. В отличие от предыдущих крейсерских танков в ходовой части было не четыре, а пять опорных катков. Двигатель Liberty, башня идентична башне танка А13. Характерная особенность этой модификации – наличие башенки с пулеметом BESA в лобовой части корпуса слева от механика- водителя. Боевая масса 19,279 т, бронирование 7-40 мм. Экипаж 5 человек, Crusader ICS – танк сопровождения пехоты с 94-мм гаубицей.
Crusader II – никаких существенных изменений по сравнению с Crusader I за исключением незначительно увеличенной толщины брони и отсутствия на большей части танков пулеметной башенки. У танков предшествующей модели ее часто демонтировали в войсках. В зависимости от наличия или отсутствия башенки экипаж колебался от 4 до 5 человек.
Crusader IICS – 94-мм гаубица вместо 2-фунтовой пушки.
Crusader III – вместо 2-фунтовой установлена 6-фунтовая пушка. Толщина лобовой брони башни доведена до 51 мм. Боевая масса 20,04 т.
Боевое применение танков "Крусейдер" началось в июне 1941 г, во время операции "Бэттлэкс" в Северной Африке в составе 7-й танковой бригады 7-й танковой дивизии. Они прибыли в Египет по приказу Черчилля, для того чтобы английские войска смогли начать боевые операции против Роммеля с новейшими танками. Уже в ходе первых боев "крусейдеры" понесли жестокие потери от огня немецких танковых пушек.
Постепенно отношение к "Крусейдеру" английских танкистов, первоначально положительное, стало меняться к худшему. Так, например, в полку "Ловчих королевы" (Queen's Bays), прибывшего в Египет в 1941 г., эскадроны А и В были вооружены "крусейдерами", а С – "стюартами". У
экипажей "Крусейдер" считался более комфортабельным и легким в управлении, чем американский танк. Однако во время марша к району боевых действий в среднем в день из-за технических проблем выходили из строя шесть "крусейдеров", "стюарты" же работали безотказно. Под Мсусом 2-я танковая бригада, в состав которой входили "Ловчие", потеряла почти все свои танки.
Во время сражения у Газалы (26 мая – 10 июня 1942 г.) помимо 2-й танковой бригады, по два эскадрона "крусейдеров" имели и полки 22-й танковой бригады – 2-й Королевский Слочестерский гусарский, 3-й и 4-й Лондонских йоменов. Обе бригады входили в состав 1-й британской танковой дивизии. Всего же в боях у Газалы участвовали 267 "крусейдеров", которые проявили себя примерно так же, как и в операции "Бэттлэкс" – толку от них было мало, а горели они много. По свидетельству танкистов 9-го уланского полка английские 2-фунтовые снаряды отскакивали от брони немецких Pz.III, в то время как немецкие 50-мм снаряды прошивали "крусейдеры" насквозь!
Примерно 250 "крусейдеров" участвовало и в сражении у Эль-Аламейна (23 октября – 4 ноября 1942 г.). Но теперь английское командование отказалось от сосредоточенного их применения и разбросало эти машины почти по всем бригадам 1, 7 и 10-й танковых дивизий. С битвой у Эль-Аламейна связан, пожалуй, единственный эпизод положительного проявления "крусейдерами" своих боевых качеств, когда хорошие динамические характеристики этих машин пришлись как нельзя кстати при преследовании отступавших после сражения немецких войск.




Крейсерский танк Crusader II (с демонтированной пулеметной башенкой) из состава 6-го Королевского танкового полка во время операции "Бэттлэкс", Северная Африка, июнь 1941 г.


Колонна танков Crusader II на привале, Экипажи отдыхают, укрывшись в тени своих боевых машин. Северная Африка, 1941 г.


Танк Crusader III крупным планом. Характерной деталью его внешнего вида была внутренняя маска спаренной установки 6-фунтовой пушки и пулемета Besa при абсолютно вертикальном лобовом листе башни

8 сражении у Эль-Аламейна принимал участие только один эскадрон, оснащенный танками "Крусейдер III" с 6-фунтовой пушкой – в составе 41-го Королевского танкового полка 24-й танковой бригады. В последующие месяцы танков этой модификации становилось все больше, в то время как общее количество "крусейдеров" в частях 8-й английской армии стремительно сокращалось. Экипажи встретили появление новой модификации с одобрением – теперь хотя бы по вооружению "крусейдеры" сравнялись с большинством танков противника, за исключением Pz.lVc длинноствольной 75-мм пушкой.
После окончания боевых действий в Северной Африке "крусейдеры" сняли с вооружения. Лишь небольшое количество этих машин приняло участие в операциях в Италии.
Из числа соединений, находившихся на территории метрополии, исключительно "крусейдерами" была вооружена только 11 -я танковая дивизия. В остальных частях и соединениях они, как правило, эксплуатировались вместе с "ковенанторами".
Что касается танковых частей других стран Британского Содружества, то в июне 1941 г. смесью "крусейдеров" и "стюартов" был вооружен 9-й австралийский дивизионный кавалерийский полк, переброшенный в Египет из Сирии. Полк принимал участие в сражении у Эль-Аламейна. Никакие другие армейские части вне метрополии боевыми машинами этого типа не оснащались.
На базе танка "Крусейдер" выпускались (или переделывались из линейных танков) ЗСУ, командирские танки, машины передовых артиллерийских наблюдателей, БРЭМ, артиллерийские тягачи и бульдозеры.




Крейсерский танк Crusader III, вид сверху. Башенный люк открыт, на крыше башни хорошо различимы два прибора наблюдения Mk IV и колпак вентилятора. Судя по эмблеме на правом борту башни, эта машина из Артиллерийской школы в Лалворте


Crusader III преодолевает противотанковый ров. Эль-Аламейн, ноябрь 1942 г.


Пара танков Crusader II 9-й танковой бригады в боевом охранении. 1942 г. Машины имеют двухцветный камуфляж

Тактико-технические характеристики крейсерского танка Mark VI (A1S) Crusader II

БОЕВАЯ МАССА, т: 19,28.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 5994, ширина – 2642, высота – 2235. клиренс – 406.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 7 – 49.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 2 фунта (40 мм), 2 пулемета BESA калибра 7,92 мм, зенитный пулемет 8геп калибра 7,7 мм, дымовой гранатомет калибра 50,8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 130 выстрелов. 5000 патронов калибра 7,92 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел № 24В Мк I.
ДВИГАТЕЛЬ: Nuffield-Liberty, 12-цилиндровый, V- образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 340 л.с. (250 кВт) при 1550 об/мин, рабочий объем 27 045 см #179;.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион, четырехскоростная коробка передач, планетарный механизм поворота, бортовые передачи,
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять опорных катков большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах, ширина трака гусеничной цепи – 273 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.
ЗАПАС ХОДА, км: 255.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, высота стенки, м – 0,69, ширина рва, м – 2,59.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!