Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Cruiser Tank Mark VIII (A27M) Cromwell (Великобритания)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



М.Б. Барятинский - Танки Второй Мировой войны

Cruiser Tank Mark VIII (A27M) Cromwell (Великобритания)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2012.11.24
Просмотров: 2206


Крейсерский танк Mk VIIIM Cromwell I (вверху и внизу)


Один из наиболее известных танков Второй мировой войны. Разрабатывался фирмой BRCW с 1941 г. В 1942-м прошел обширную программу испытаний. Из-за трудностей с двигателями Meteor, первые танки Cromwell покинули заводские цеха только во второй половине 1943 г. Генеральным подрядчиком по его производству была фирма Leylancl. Однако к выпуску привлекались и другие фирмы – Metro, 8RCW и Fowler. Танк находился в серийном производстве с 1943 по 1945 г. За это время было изготовлено 1070 единиц.
Как уже упоминалось, значительно большее количество машин этого типа получили путем установки двигателя Meteor в танках Centaur A27L. Следует подчеркнуть, что и сами "кромвели" постоянно модернизировались за счет установки нового вооружения и дополнительной броневой защиты. Так что в своем оригинальном виде до конца войны дошли считанные единицы.

Конструкция и модификации

Cromwell I – первый вариант, вооруженный 6-фунтовой пушкой. Боевая масса 27,966 т. Экипаж 5 человек. Макс, скорость 64 км/ч. Бронирование – 8 – 76 мм.
Cromwell II – ликвидирован курсовой пулемет, экипаж сокращен до 4 чел., ус
тановлены гусеницы шириной 394 мм и новое ведущее колесо. Изготовлено 16 единиц.
Cromwell III – танк Centaur I, оснащенный двигателем Meteor.
Cromwell IV – Centaur I с двигателем Meteor и 75-мм пушкой и Cromwell III с 75-мм пушкой.


Компоновка танка Cromwell I


Крейсерский танк Cromwell III. Эта машина оснащена бортовыми экранами, не получившими широкого распространения

Cromwell V – Cromwell I с 75-мм пушкой.
Cromwell Vw – модификация танка Cromwell V, имевшая сварной корпус (w – welded – сварной). Лобовая броня корпуса и башни доведена до 101 мм.
Cromwell VI – Centaur IV с двигателем Meteor, Cromwell III и Cromwell V с 95-мм гаубицей.
Cromwell VII – Cromwell III, Cromwell IV и Cromwell V с увеличенной толщиной брони корпуса и башни (лоб – 101, борт корпуса – 35, борт башни – 75 мм). Масса танка возросла до 29 т. Усилена подвеска, введены сплошные резиновые бандажи опорных катков. Гусеница шириной 394 мм. За счет изменения передаточного отношения коробки передач максимальная скорость снизилась до 51 км/ч.
Cromwell VIII – Cromwell VI с увеличенной до 101 мм лобовой броней, Cromwell I с увеличенной толщиной брони и 95-мм гаубицей.
Помимо линейных модификаций, на базе танка "Кромвель" построили значительное количество специальных машин: командирских и командно-штабных, передовых артиллерийских наблюдателей, БРЭМ и инженерных.
Осенью 1943 г. танки "Кромвель" начали поступать в войска, прежде всего в те части, которые должны были участвовать во вторжении на Европейский континент (операция Owerlord).
В первом эшелоне английских войск, принимавших участие в высадке в Нормандии, было три танковых дивизии. Больше всего "Кромвелей" имелось в составе 7-й танковой дивизии "Крысы пустыни" (Desert Rats). В ее 22-ю танковую бригаду входили три полка: 1-й и 5-й Королевские танковые полки, 4-й полк йоменов графства Лондон В них в общей сложности насчитывалось 130 танков "Кромвель III" и "Кромвель IV" и 15 "Кромвель VI". Этими машинами укомплектовали и разведывательный полк дивизии – 8-й Королевский ирландский гусарский полк.
В Гвардейской и 11-й танковых дивизиях "кромвели" имелись только в разведывательных частях: 2-м батальоне Уэльской гвардии и 2-м полку Нортхемптонширских йоменов. Остальные подразделения этих соединений были укомплектованы танками "Шерман".


Танк Cromwell IV эскадрона "В" полка Уэльской гвардии во время учебных занятий. Великобритания, 1944 г.


Танк Cromwell V из состава Гвардейской танковой дивизии во время учений накануне высадки в Нормандии. 1944 г.


Танк непосредственной поддержки Cromwell VI


Крейсерский танк Cromwell VII

Кроме этих частей, они состояли на вооружении штабных эскадронов в дивизиях и бригадах в качестве командирских, а также в составе взводов охраны – всего по 10 – 12 машин. Вскоре после высадки в Нормандии в разведывательном полку 6-й воздушно-десантной дивизии легкие танки "Тетрарх" заменили 12 "Кромвелями".
Боевое крещение танков "Кромвель" состоялось в день "D" б июня 1944 г. – в день высадки англо-американских войск на Европейский континент. Первые же столкновения показали, что бои среди живых изгородей, окружающих поля, резко отличаются от всего того, что было написано в уставах танковых войск. Дистанции боя не привышали 50 м, не раз командиры были вынуждены лично защищать свои машины от затаившихся за изгородями немецких солдат.
Задержка высадки основных танковых сил союзников позволила немцам подтянуть подкрепления. Утром 10 июня в наступление перешли "кромвели" английской 22-й бригады. Танки двигались по западному берегу реки Сель. После прорыва линии обороны 50-й пехотной дивизии немцев под Тилли подразделения бригады развернулись широким фронтом. 5.RTR находился на правом фланге, 4-й полк йоменов – на левом, a 1.RTR – в резерве. У
Бернье-бокаж два танка "Кромвель" эскадрона В из 5.RTR были уничтожены "пантерами" немецкой Учебной танковой дивизии. На следующий день англичане сменили тактику. Теперь атаковали смешанные группы, состоявшие из танков и мотопехоты. 12 июня в бой пошли "кромвели" из 1.RTR. На следующий день вновь атаковал 4-й полк йоменов. Утром 13 июня эскадрон А этого полка занял городок Виллер-Бокаж. Здесь английские танкисты впервые столкнулись с "тиграми" из 101-го тяжелого танкового батальона СС. В непродолжительном бою на улицах небольшого нормандского городка неполная рота "тигров" под командованием оберштурм- фюрера М.Витмана практически полностью разгромила эскадрон А. Всего было уничтожено более 20 танков ("Стюарт", "Кромвель", "Шерман-фаэфлай") и 25 бронетранспортеров "Универсал" и американских МЗА1. В этом бою танкам "Кромвель" пришлось сражаться в тесноте городских улиц, где не было места для маневра. В этих условиях ярко проявились их недостаточное бронирование и неэффективное вооружение.


Танки штабной роты 11-й танковой дивизии: впереди Cromwell Control, за ним – Centaur OP. Нормандия, июнь 1944 г.


Cromwell IV из состава полка йоменов графства Лондон, подбитый на улице городка Виллер-Бокаж 13 июня 1944 г.


Cromwell IV Command Tank. Это машина генерала С.Мачека – командира 1-й польской танковой дивизии. 1944 г.


Танки Cromwell в зимнем камуфляже. 1-й Королевский танковый полк 7-й танковой дивизии. Голландия, январь 1945 г.

Танки "Кромвель" принимали участие практически во всех операциях, проводившихся английскими войсками в СевероЗападной Европе. "Кромвели" Гвардейской танковой дивизии участвовали в операции Garden. Это наступление союзных войск было предпринято для соединения с воздушным десантом, выброшенным в Голландии в ходе операции Market В боях у Неймегена англичане понесли большие потери. В октябре 1944 г. 7-я танковая дивизия воевала к югу от Мозеля, Зимой 1945-го английские танковые части действовали на левом берегу Рейна. 1. и 5.RTR из 7-й танковой дивизии участвовали в атаке на Гинген. Последним аккордом боевой биографии "кромвелей" стало участие 11-й танковой дивизии в боях за Гамбург. К городу англичане вышли 3 мая 1945 г.
Помимо английской армии, этими машинами были укомплектованы некоторые танковые части Польских вооруженных сил на Западе, в основном 1-го польского армейского корпуса. Первым получил их 10-й полк конных стрелков 1-й польской танковой дивизии. Всего же с 1943 по 1947 г. в польские танковые части на Западе поступило 250 – 300 танков "Сен- тор"/ "Кромвель".
190 танков "Кромвель IV" и "Кромвель VI" вошли в состав Чехословацкой танковой бригады, также воевавшей на Западе. После окончания Второй мировой войны эти танки состояли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 1950-х годов.
Что касается самой Великобритании, то небольшое количество танков "Кромвель" участвовало в войне в Корее. В 1953 г. их передали из кадровых армейских частей в территориальные войска. В начале 1950-х гг. около 200 машин модернизировали – установили новую башню с 83,8-мм пушкой, Эти танки получили обозначение FV 4101 и название Charioteer ("Чариотер"). Они состояли на вооружении британской армии вплоть до 1956 г,


Крейсерский танк Cromwell IV в экспозиции Военно- исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

Тактико-технические характеристики крейсерского танка Mark VIII (А27М) Cromwell IV

БОЕВАЯ МАССА, т: 27,9.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6420, ширина – 3050, высота – 2500, клиренс – 406.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк V или Мк VA калибра 75 мм, 2 пулемета BESA калибра 7,92 мм, 1 зенитный пулемет Вгеп калибра 7,7 мм (перевозился внутри танка), 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 64 артвыстрела, 4950 патронов к пулеметам BESA, 600 патронов к пулемету Вгеп, 30 дымовых гранат.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопические прицелы № 50x3L Мк 1 или 2 AFV Sight Gear 75 mm для пушки, № 50x1,9 Мк 1 для курсового пулемета.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 64, борт и корма – 32, крыша – 20, днище – 8, башня – 20 – 76.
ДВИГАТЕЛЬ: Roils-Royce Meteor, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 600 л.с. (441,6 кВт) при 2550 об/мин, рабочий объем 27 000 см #179;.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, трансмиссия Merritt-Brown Z5 (пятискоростная несинхронизирован- ная коробка передач, планетарные механизмы поворота и колодочные тормоза); бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных каткоа большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах (1, 2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы двустороннего действия); в каждой гусенице 125 траков шириной 356 мм, шаг трака – 100 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 64.
ЗАПАС ХОДА, км: 280.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 24, высота стенки, м – 0,9, ширина рва, м – 2,3, глубина брода, м – 0,9 – 1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ; радиостанция № 19.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!