М.Б. Барятинский - Танки Второй Мировой войныСредний танк Т-28 (Советский Союз)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Добавлено: 2012.11.24 Просмотров: 2284 Танк Т-26 движется на Красную площадь. 7 ноября 1939 г. Танк прорыва, предназначавшийся для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос противника. Первоначально позиционировался как "маневренный танк с большим радиусом действия для механизированных соединений". Разработан в 1931 г. в КБ №3 Всесоюзного орудийно-арсенального объединения. В 1932 г. проект доработан в ОКМО завода "Большевик". Принят на вооружение РККА 11 августа 1933 г. Серийное производство осуществлялось на заводе "Красный пути- ловец" (с 1934 г. – Кировский завод) в Ленинграде. С 1933-го по 1940 г. изготовлено 503 единицы. Конструкция и модификации Компоновка многобашенная с двухъярусным расположением башен, Корпус и башни сварные. Сектора обстрела, из главной башни – 360', из каждой малой – 165 . Танки первых выпусков вооружались 76-мм пушкой КТ-28, имели общий прямоугольный посадочный люк в главной башне и бугельную установку кормового пулемета. С 1938 года устанавливалась 76-мм пушка Л-10, а с 1940 года – главная башня конической формы. Танки поздних выпусков оснащались зенитным пулеметом ДТ на турели П-40. В ходе серийного производства вносились изменения в двигатель, трансмиссию, ходовую часть, электрооборудование. В 1939 – 1940 годах, учитывая опыт финской войны, часть танков оборудовали броневыми экранами. Первые танки Т-28 поступили во 2-й отдельный танковый полк Ленинградского военного округа, затем – в 1-, 3- и 4-й танковые полки. 12 декабря 1935 г. эти полки были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. Бригады дислоцировались: 1-я – Белорусский военный округ (г.Смоленск). 4-я – Киевский военный округ (г.Киев), 5-я -Харьковский военный округ (г. Харьков) и 6-я имени С.М.Кирова – Ленинградский военный округ (г.Слуцк). При этом 5-я тяжелая танковая бригада имела смешанный состав, наряду с Т-28 а ней были и тяжелые танки Т-35. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 г. бригады выделили в Резерв Главного Командования. Они предназначались для качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укрепленных позиций противника. В соответствии с этим велось и обучение танкистов. Танк Т-28 на маневрах. 1936 г. Танк Т-28 с конической башней на площади Урицкого (,Дворцовой) в Ленинграде перед парадом. 7 ноября 1940 г. Первые маневры с участием 15 танков Т-28 прошли в ЛВО в январе 1934 г. Самое большое количество Т-28, одновременно задействованных в маневрах, – это 52 машины 1-й тяжелой танковой бригады во время учений БВО 8-17 октября 1936 г, Еще одним важным мероприятием, в котором постоянно участвовали танки Т-28; были парады. Начиная с 1933 г. и до начала Великой Отечественной войны они регулярно 1 мая и 7 ноября проходили по Красной площади в Москве, площади им.Урицкого (Дворцовой) в Ленинграде и по Крещатику в Киеве. Количество Т-28, участвовавших в парадах, обычно не превышало 20 машин. В сентябре 1939 г. 10-я (98 танков Т-28) и 21-я (105 танков Т-28) тяжелые танковые бригады участвовали в "освободительном походе" – боевых действиях против Польши в составе Украинского и Белорусского фронтов соответственно. Столкновений с войсками противника практически не было, бригады прошли по 350 – 400 км, при этом танки Т-28 показали себя с самой лучшей стороны. Танки Т-28 принимали участие в советско-финской войне (30 ноября 1939 г. – 13 марта 1940 г.). В полосе 7-й армии, развернутой на Карельском перешейке, действовала 20-я тяжелая танковая бригада им. Кирова, переброшенная из г.Слуцка Белорусского военного округа. Эта бригада сыграла при прорыве "линии Маннергейма" наиболее активную, если не решающую роль. Танки Т-28 использовались в полном смысле по прямому назначению – для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиций. Несмотря на то, что эти машины создавались по требованиям начала 1930-х гг., они проявили себя самым лучшим образом. Т-28 превосходили Т-26 и БТ по проходимости – на второй передаче свободно передвигались по снегу глубиной 80 – 90 см, лучше преодолевали рвы. эскарпы и другие препятствия. Но при этом, имея более толстую броню (опять же по сравнению с Т-26 и БТ), они оказались уязвимыми для огня 40-мм противотанковых пушек "Бофорс", состоявших на вооружении у финнов (к счастью, таких пушек у них было немного). Бои в Финляндии показали, что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, артиллерийские обстрелы и минные поля. Танки Т-28 20-й танковой бригады перед маршем к линии фронта. Карельский перешеек, февраль 1940 г. Ленинградцы приветствуют танкистов 20-й танковой бригады, возвращающихся с Карельского перешейка. 24 апреля 1940 г. Экранированные танки Т-28 проходят по Красной площади. 7 ноября 1940 г. По опыту войны было принято решение экранировать боевые машины, то есть на основную броню приварить дополнительные броневые плиты. Эта работа началась с 1 января 1940 г. Кировский завод произвел полную и частичную экранировку на 103 танках Т-28. С марта 1940 г. танками Т-28 были укомплектованы несколько танковых полков во вновь формируемых механизированных корпусах. На 1 июня 1941 г. в войсках, на складах и рембазах находилась 481 машина этого типа. Из этого количества в механизированных корпусах приграничных округов имелось 259 танков Т-28, из которых боеготовыми было меньше половины. Первыми вступили в бой с немцами танки Т-28 5-й танковой дивизии Северо-Западного фронта, дислоцировавшейся в литовском городе Алитус. На Юго-Западном фронте Т-28 4-го и 15-го механизированных корпусов вступили в бой 23 – 24 июня. Однако сильная изношенность матчасти и отсутствие запасных частей не позволили в полной мере использовать их боевые качества. Дольше всего действовали Т-28 1 -го механизированного корпуса, входившего в состав Северо-Западного фронта. Это объяснялось, во-первых, наличием в составе корпуса преимущественно экранированных танков, прошедших ремонт в 1940 г., а во-вторых, близостью (по сравнению с другими фронтами) Кировского завода, способного быстро и качественно произвести ремонт поврежденных машин. Осенью – зимой 1941 г. небольшое количество Т-28 участвовало в битве за Москвой. К весне 1942 г. танки Т-28 находились только в частях Ленинградского фронта. В условиях блокады и использования их в качестве подвижных огневых точек Т-28 применялись до 1943 г., а в тыловых подразделениях – до весны 1944 г. Дольше всего в боевых частях Красной Армии Т-28 воевали в составе 14-й армии Карельского фронта в Заполярье. Летом 1944 г. в 90-м танковом полку этой армии имелось три танка Т-28. 8 составе финской танковой бригады имелось семь трофейных танков Т-28, которые эксплуатировались вплоть до 1945 г. Экранированный танк Т-28 на боевой позиции. Ленинградский фронт, 42-я армия 51-й отдельный танковый батальон. Декабрь 1941 г. Тактико-технические характеристики танка Т-28 выпуска 1938 г. БОЕВАЯ МАССА, т: 27,8. ЭКИПАЖ, чел.: 6. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 7440, ширина – 2805, высота – 2820, клиренс – 560. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Л-10 калибра 76 мм, 4 пулемета ДТ калибра 7,62 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 69 выстрелов, 7938 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический панорамный прицел ПТ-1, командирская панорама ПТК, телескопический прицел ТОП БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 30, борт, корма – 20, днище – 10, башня – 20. ДВИГАТЕЛЬ: М-17Л, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 450 л.с. (331,2 кВт) при 1400 об/мин, рабочий объем 46 920 см #179; , ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, двухрядные бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 12 опорных катков на борт, сблокированных попарно в шесть кареток, объединенных в две тележки, четыре обрезиненных поддерживающих катка; направляющее колесо; ведущее колесо со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска блокированная пружинная, о каждой гусенице 121 трак шириной 380 мм, шаг трака 130 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч; 45. ЗАПАС ХОДА, км: 220. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 45. ширина рва, м – 3,5, высота стенки, м -1, глубина брода, м – 1. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-З, танкофон на шесть абонентов или переговорный прибор типа "Caфар". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |