Артиллерия - книгаЧЕМ ТОРМОЗИТСЯ ОТКАТ?Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Добавлено: 2012.11.09 Просмотров: 2502 Откат ствола тормозится гидравлическим тормозом, а накат его на место выполняется гидропневматическим накатником. Самое название тормоза отката «гидравлический» и накатника «гидропневматический» указывает, что здесь для торможения отката, то-есть для поглощения энергии отдачи, используется сопротивление жидкости, а для наката — сопротивление жидкости и воздуха. У 76-миллиметровой пушки образца 1942 года тормоз отката помещается в специальном цилиндре под стволом в той части орудия, которая называется люлькой; накатник же помещается также в специальном цилиндре над стволом. Во время отката ствол двигается назад по направляющим (верхним краям) люльки и увлекает за собой скрепленные с ним цилиндры тормоза отката и накатника. Принцип устройства современного гидравлического тормоза отката можно понять, если взглянуть на рис. 62. На этом рисунке вы видите цилиндр тормоза, который наполнен жидкостью; внутри цилиндра помещен шток с поршнем. В поршне имеются узкие отверстия. Когда ствол вместе с цилиндром тормоза откатывается назад, шток с поршнем остается неподвижным: шток своим передним концом прикреплен к люльке, которая в откате не участвует. ![]() В тот момент, когда цилиндр тормоза вместе с наполняющей его жидкостью движется назад, жидкость сопротивляется сжатию и тем самым тормозит откат ствола: правда, жидкость при этом переливается, а вернее, с трудом пробрызгивается — через каналы в поршне из передней части цилиндра в заднюю, а также в полость штока. Но каналы эти такие узкие, что при быстром движении цилиндра пробрызгивание жидкости происходит с большим трением. На преодоление этого трения уходит большая часть энергии отдачи, поэтому ствол отходит назад недалеко, всего примерно на 1 метр. Но само собой разумеется, что в таком положении оставить ствол нельзя: нужно непременно, притом как можно скорее, вернуть ствол на прежнее место. ![]() Эту работу выполняет накатник, который помещается, как уже говорилось, над стволом. Он, точно пружина, посылает ствол вперед на свое место. Пружиной тут является воздух: при откате ствола он сжимается, а затем, расширяясь, толкает ствол вперед. Принцип устройства гидропневматического накатника ясен из рис. 63. Накатник состоит из трех цилиндров и штока с поршнем. Наружный цилиндр заполнен жидкостью и воздухом, сжатым до 30 атмосфер. В наружном цилиндре помещается средний цилиндр, наполненный жидкостью. В среднем цилиндре находится рабочий цилиндр, в котором помещается шток с поршнем. Рабочий цилиндр также наполнен жидкостью. В стенках среднего и рабочего цилиндров имеются отверстия, через которые жидкость может переливаться из рабочего цилиндра в средний, из среднего цилиндра в наружный. Шток накатника прикреплен к люльке в передней ее части, поэтому при откате ствола остается на месте. ![]() При откате, когда цилиндры вместе со стволом отходят назад, жидкость, находящаяся в рабочем цилиндре, окажется сжатой между передней стенкой рабочего цилиндра и неподвижным поршнем. В поршне нет отверстий, поэтому жидкость перегоняется из рабочего цилиндра только через его отверстия в средний цилиндр, а из среднего цилиндра в наружный. При этом воздух в наружном цилиндре еще более сжимается. Но вот наступает момент, когда откат прекращается. Сжатый воздух в наружном цилиндре, стремясь расшириться, давит на жидкость и перегоняет ее обратно из одного цилиндра в другой. Жидкость в рабочем цилиндре в свою очередь надавливает на переднюю стенку этого цилиндра и на поршень штока. А так как поршень неподвижен, то под давлением жидкости на переднюю стенку рабочего цилиндра ствол вместе со всеми цилиндрами (накатника и тормоза) движется вперед и становится на прежнее место. В тормозе отката имеются еще некоторые детали, регулирующие пробрызгивание жидкости через отверстия поршня из одной части цилиндра в другую. Благодаря этому ствол откатывается и накатывается плавно и останавливается без толчков. В последних образцах современных орудий, помимо использования противооткатных устройств, скорость отката уменьшают еще другим способом: напору газов, давящих на затвор и, следовательно, толкающих ствол назад, противопоставляют силу, толкающую ствол вперед. Что это за сила? Оказывается, для борьбы с откатом можно использовать те самые газы, которые вылетают при выстреле из дула ствола вслед за снарядом (рис. 64). На дульную часть навинчивают приспособление в виде небольшой трубы с окнами. Труба свободно пропускает снаряд. Вырывающиеся же за снарядом и расширяющиеся сразу по выходе из дула газы ударяют по пути в стенки окон трубы. Они толкают трубу, а вместе с ней и ствол, вперед. В результате этого энергия отката уменьшается. Такое приспособление называют дульным тормозом. Так выбрасываемые из орудия пороховые газы используются для уменьшения энергии отката, что способствует сохранению устойчивости орудия при выстреле. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |