Артиллерия - книгаТРУДНАЯ СТРЕЛЬБАNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Добавлено: 2012.11.09 Просмотров: 1307 Трудно стрелять по движущемуся танку. Быстро и точно должен артиллерист наводить орудие, быстро заряжать, как можно скорее выпускать снаряд за снарядом. Вы убедились в том, что при стрельбе по движущейся цели почти каждый раз перед выстрелом приходится изменять наводку орудия в зависимости от перемещения цели. При этом надо стрелять с упреждением, чтобы снаряд летел не туда, где в момент выстрела находится цель, а в ту точку, к которой по расчетам должна подойти цель и одновременно должен прилететь снаряд. Только тогда, как говорят, будет решена задача встречи снаряда с целью. Но вот враг появился в воздухе. Самолеты противника помогают своим войскам, атакуя сверху. Очевидно, наши артиллеристы должны дать решительный отпор врагу и в этом случае. У них имеются скорострельные и мощные орудия, которые успешно справляются с бронированными машинами — с танками. Неужели из противотанкового орудия нельзя поразить самолет — эту хрупкую машину, четко вырисовывающуюся на безоблачном небе? На первый взгляд может показаться, что нет смысла даже ставить такой вопрос. Ведь противотанковое орудие, с которым вы уже знакомы, может бросать снаряды на расстояние до 8 километров, а до самолетов, атакующих пехоту, расстояние может быть гораздо меньше. Как будто и в этих новых условиях стрельба по самолету будет мало чем отличаться от стрельбы по танку. Однако в действительности это совсем не так. Стрелять по самолету значительно труднее, чем по танку. Самолеты могут неожиданно появиться в любом направлении относительно орудия, тогда как направление движения танков часто ограничивается различного вида препятствиями. Самолеты летают с большой скоростью, доходящей до 200–300 метров в секунду, скорость же движения танков на поле боя обычно не превышает 20 метров в секунду. Отсюда и продолжительность пребывания самолета под огнем артиллерии также невелика — примерна 1–2 минуты или даже меньше. Ясно, что для стрельбы по самолетам нужны орудия, обладающие очень большой поворотливостью и скорострельностью. Как мы увидим дальше, определить положение цели, находящейся в воздухе, значительно сложнее, чем цели, движущейся по земле. Если при стрельбе по танку достаточно знать дальность и направление, то при стрельбе по самолету надо еще учитывать высоту цели. Последнее обстоятельство значительно затрудняет решение задачи встречи. Чтобы успешно стрелять по воздушным целям, приходится пользоваться специальными приборами, помогающими быстро решить сложную задачу встречи. Без этих приборов здесь обойтись нельзя. Но допустим, что вы все же решили стрелять по самолету из знакомой уже вам 57-миллиметровой противотанковой пушки. Вы ее командир. Самолеты противника несутся к вам на высоте примерно двух километров. Вы быстро решаете встретить их огнем, понимая, что нельзя терять ни одной секунды. Ведь за каждую секунду враг приближается к вам по крайней мере на сотню метров. Вы уже знаете, что при всякой стрельбе прежде всего надо знать расстояние до цели, дальность до нее. Как же определить дальность до самолета? Оказывается, сделать это не легко. Вспомните, что расстояние до танков противника вы определяли достаточно точно на глаз; вы знали местность, вы представляли, как далеко отстоят выбранные заранее местные предметы — ориентиры. Пользуясь этими ориентирами, вы и определяли, на каком расстоянии от вас находится цель. Но в небе нет никаких предметов, никаких ориентиров. Определить на глаз, далеко или близко находится самолет, на какой высоте он летит,— очень трудно: можно ошибиться не только на сотню метров, но даже и на 1–2 километра. А для открытия огня вам нужно определить дальность до цели с большей точностью. Вы быстро берете бинокль и решаете определить дальность до вражеского самолета по его угловому размеру при помощи угломерной сетки бинокля. Нелегко навести бинокль на маленькую цель в небе: чуть дрогнет рука, и пойманный было самолет исчезает из поля зрения бинокля. Но вот, почти случайно вам удается уловить момент, когда сетка бинокля как раз приходится против самолета (рис. 326). В этот момент вы и определяете расстояние до самолета. Вы видите: самолет занимает чуть больше половины маленького деления угломерной сетки — иначе говоря, размах его крыльев виден под углом в 3 «тысячные». По очертаниям самолета вы узнали, что это истребитель-бомбардировщик; размах крыльев такого самолета равен примерно 15 метрам. Не задумываясь, вы решаете, что дальность до самолета — 5000 метров (рис. 327), Рассчитывая дальность, вы, понятно, не забываете и о времени: взгляд ваш падает на секундную стрелку часов, и вы запоминаете момент, когда определили дальность до самолета. Быстро подаете вы команду: «По самолету. Осколочной гранатой. Прицел 28». Наводчик сноровисто выполняет вашу команду. Повернув орудие в сторону самолета, он быстро крутит маховик подъемного механизма, не отрывая глаза от окулярной трубки панорамы. Вы тревожно считаете секунды. Когда вы командовали прицел, вы учитывали, что на подготовку орудия к выстрелу понадобится примерно 15 секунд (это так называемое работное время), а на полет снаряда до цели — еще примерно 5 секунд. Но за эти 20 секунд самолет успеет приблизиться на 2 тысячи метров. Поэтому вы и скомандовали прицел не на 5, а на 3 тысячи метров. Значит, если орудие не будет готово к выстрелу через 15 секунд, если наводчик опоздает навести орудие, то все ваши расчеты пойдут насмарку,— орудие пошлет снаряд в точку, которую самолет уже пролетел. Осталось только 2 секунды, а наводчик все еще работает маховиком подъемного механизма. — Быстрее наводить! — кричите вы наводчику. Но в этот момент рука наводчика останавливается. Подъемный механизм больше не действует: орудию придан наибольший возможный для него угол возвышения, но цели — самолета — в панораме не видно. Самолет находится за пределами зоны досягаемости орудия рис. 326): ваше орудие не может поразить самолет, так как траектория снаряда противотанкового орудия поднимается не выше полутора километров, а самолет летит на высоте двух километров. Увеличить зону досягаемости не позволяет вам подъемный механизм; он так устроен, что орудию нельзя придать угол возвышения более 25 градусов. От этого и «мертвая воронка», то-есть необстреливаемая часть пространства над орудием, получается очень большая (см. рис. 328). Если самолет проникнет в «мертвую воронку», он может безнаказанно летать над орудием даже на высоте меньше полутора километров. В этот опасный для вас момент вокруг самолета неожиданно появляются дымки от разрывов снарядов, и вы слышите сзади частый огонь орудий. Это встречают воздушного врага специальные орудия, предназначенные для стрельбы по воздушным целям, — зенитные пушки. Почему же им удалось то, что для вашей противотанковой пушки оказалось непосильным? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |