Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
ЗЕНИТНЫЕ ПУШКИ
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



Артиллерия - книга

ЗЕНИТНЫЕ ПУШКИ


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2012.11.09
Просмотров: 2613

Но вот вы пришли на огневую позицию, где стоят зенитные пушки. Посмотрите, как из них ведется стрельба (рис. 331).

Перед вами 85-миллиметровые зенитные пушки образца 1939 года. Прежде всего бросается в глаза положение длинных стволов этих пушек: они направлены почти вертикально вверх. Поставить ствол зенитной пушки в такое положение позволяет ее подъемный механизм. Очевидно, здесь нет того основного препятствия, из-за которого вы не могли стрелять по высоко летящему самолету: при помощи подъемного механизма вашей противотанковой пушки вы не смогли придать ей нужного угла возвышения, вы это помните.

Подойдя ближе к зенитной пушке, вы замечаете, что она устроена совершенно иначе, чем пушка, предназначенная для стрельбы по наземным целям. У зенитной пушки нет станин и таких колес, как у знакомых вам пушек. Зенитная пушка имеет четырехколесную металлическую платформу, на которой неподвижно установлена тумба. Платформа закреплена на земле отведенными в стороны боковыми опорами. В верхней части тумбы находится поворачивающийся вертлюг, и на нем вместе со стволом и противооткатными устройствами закреплена люлька. На вертлюге же смонтированы поворотный и подъемный механизмы.

Рис. 331. 85-миллиметровая зенитная пушка образца 1939 года на огневой позиции

Поворотный механизм пушки сконструирован так, что он позволяет быстро и без особого усилия поворачивать ствол вправо и влево на любой угол, на полный круг, то-есть пушка имеет горизонтальный обстрел на 360 градусов; при этом платформа с тумбой всегда остаются неподвижными на своем месте.

При помощи подъемного механизма, действующего легко и плавно, можно также быстро придавать пушке любой угол возвышения от –3 градусов (ниже горизонта) до +82 градусов (выше горизонта). Пушка действительно может стрелять почти отвесно вверх, в зенит, а потому ее с полным правом называют зенитной.

Рис. 332. У 85-миллиметровой зенитной пушки образца 1939 года „мертвая воронка” очень мала. Пунктиром показана граница дистанционного обстрела

При стрельбе из такой пушки «мертвая воронка» получается совсем незначительная (рис. 332). Самолет противника, проникнув в «мертвую воронку», быстро выходит из нее и снова попадает в поражаемое пространство. В самом деле, на высоте 2000 метров диаметр «мертвой воронки» равен примерно 400 метрам, а чтобы пройти это расстояние, современному самолету нужно только 2–3 секунды.

Каковы же особенности стрельбы из зенитных пушек и как ведется эта стрельба?

Прежде всего заметим, что нельзя предугадать, где появится неприятельский самолет и в каком направлении он будет лететь. Поэтому и нельзя заранее произвести наводку орудий в цель. И все же, если появится цель, по ней сразу нужно открыть огонь на поражение, а для этого требуется очець быстро определить направление стрельбы, угол возвышения и установку взрывателя. Однако недостаточно определить эти данные один раз, их надо определять непрерывно и очень быстро, так как положение самолета в пространстве все время меняется. Так же быстро эти данные должны передаваться на огневую позицию, чтобы орудия без опоздания могли в нужные моменты производить выстрелы.

Рис. 333. Положение самолета в воздухе определяется тремя координатами: дальностью, горизонтальным азимутом и высотой (или углом места, горизонтальным азимутом и высотой) Раньше уже говорилось, что для определения положения цели, находящейся в воздухе, двух координат мало: кроме дальности и направления (горизонтального азимута), надо знать еще высоту цели (рис. 333). В зенитной артиллерии дальность и высота цели определяются в метрах при помощи дальномера-высотомера (рис. 334). Направление на цель, или так называемый горизонтальный азимут, также определяется при помощи дальномера-высотомера или специальными оптическими приборами, например, его можно определить при помощи командирской зенитной трубы ТЗК или командирской трубы БИ (рис. 335). Отсчитывается азимут в «тысячных» от направления на юг против хода часовой стрелки.

Вы уже знаете, что если выстрелить в ту точку, где в момент выстрела находится самолет, то получится промах, так как за время полета снаряда самолет успеет отойти на значительное расстояние от места, где произойдет разрыв. Очевидно, орудия должны посылать снаряды в другую,


Рис. 334. Стереоскопический дальномер ДЯ. При помощи этого дальномера можно определить высоту цели, а также наклонную дальность, угол места и азимут цели

в «упрежденную» точку, то-есть туда, где по расчетам должны встретиться снаряд и летящий самолет.

Как рассчитать положение этой упрежденной точки в пространстве?

Рис. 335. Наблюдательные приборы зенитной артиллерии: слева — командирская зенитная труба ТЗК; справа — командирская труба БИ (бинокулярный искатель); при помощи этих приборов можно измерять горизонтальные и вертикальные углы, а также наблюдать за целями и результатами своей стрельбы

Предположим, что наше орудие наведено в так называемую «текущую» точку Aв, то-есть в точку, в которой самолет будет находиться в момент выстрела (рис. 336). За время полета снаряда, то-есть к моменту его разрыва в точке Aв, самолет успеет переместиться в точку Аy. Отсюда ясно, что для поражения цели надо направить орудие в точку Аy Рис. 336. За время полета снаряда самолет успеет переместиться из текущей точки <i>А</i><sub>в</sub> в упрежденную точку <i>А</i><sub>у</sub> и дать выстрел в тот момент, когда самолет еще находится в текущей точке Ав.

Путь, проходимый самолетом от текущей точки Ав до точки Ау, которая в данном случае является «упрежденной» точкой, нетрудно определить, если знать время полета снаряда (t) и скорость самолета (V); произведение этих величин и даст искомую величину пути (S = Vt).

Время полета снаряда (t) стреляющий может определить по имеющимся у него таблицам. Скорость же самолета (V) можно определить на глаз или графическим способом. Это делается так.

При помощи оптических наблюдательных приборов, применяемых в зенитной артиллерии, определяют координаты точки, в которой находится в данный момент самолет, и наносят на планшет точку — проекцию самолета на горизонтальную плоскость. Через некоторое время (например через 10 секунд) снова определяют координаты самолета — они оказываются уже другими, так как самолет за это время переместился. На планшет наносят и эту вторую точку. Теперь остается измерить расстояние на планшете между этими двумя точками и разделить его на «наблюдательное время», то-есть на число секунд, которое прошло между двумя измерениями. Это и есть скорость движения самолета .

Однако всех этих данных для расчета положения «упрежденной» точки недостаточно. Надо учесть еще «работное время», то-есть время, необходимое для выполнения всей подготовительной работы к выстрелу


Рис. 337. Задача встречи решена, если известны упрежденная дальность (горизонтальная или наклонная), упрежденный азимут и высота цели. Стрелять надо не в точку выстрела, а в упрежденную точку. В точке выстрела самолет находится в момент производства выстрела по упрежденной точке

(заряжание орудия, выполнение наводки и т. д.). Вот теперь, зная так называемое «упредительное время», состоящее из «работного времени» и «полетного времени» (времени полета снаряда), можно решить задачу встречи — найти координаты упрежденной точки, то-есть упрежденную горизонтальную дальность и упрежденный азимут (рис. 337) при неизменяющейся высоте цели.

Решение задачи встречи, как видно из предыдущих рассуждений, основано на предположении, что цель за «упредительное время», движется на одной и той же высоте по прямому направлению и с одной и той же скоростью. Делая такое предположение, мы не вносим большой ошибки в расчеты, так как за «упредительное время», исчисляемое секундами, цель не успевает изменить высоту полета, направление и скорость настолько, чтобы это значительно отразилось на точности стрельбы. Отсюда также ясно, что, чем меньше «упредительное время», тем точнее стрельба.

Но артиллеристам, стреляющим из 85-миллиметровых зенитных пушек, не приходится самим производить вычисления для решения задачи встречи. Эта задача полностью решается при помощи специального прибора управления артиллерийским зенитным огнем, или, сокращенно ПУАЗО. Прибор этот весьма быстро определяет координаты упрежденной точки и вырабатывает установки орудия и взрывателя для стрельбы по этой точке.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!