Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Реферат: Восстановление народного хозяйства после Второй мировой войны
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



Рефераты на тему Великой отечественной войны

Реферат: Восстановление народного хозяйства после Второй мировой войны


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2012.11.08
Просмотров: 4334


Восстановление народного хозяйства после Второй мировой войны


Введение

Победа в войне, добытая ценой огромных жертв и страданий, рождала в народе надежды на светлое будущее. Мероприятия советского руководства в отношении развития экономики были определены законом о пятилетнем плане восстановления СССР, принятым Верховным Советом в марте 1946г. Несмотря на огромные человеческие жертвы и материальные потери, весь советский народ был уверен в возможности преодоления трудностей послевоенного времени. Первоочередное задание состояло в том, чтобы перевести экономику на мирные рельсы. При решении этого задания использовалась помощь братских народов.


Широкая программа развития народного хозяйства Украинской ССР была изложена в «Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства Украинской ССР на 1946-1950гг.», принятом в августе 1946 года восьмой сессией Верховного Совета УССР. Объем капиталовложений в четвертой пятилетке составлял по республике 65,1 млрд.руб., что превышало уровень капиталовложений во все народное хозяйство Советского Союза в первой пятилетке. Это свидетельствовало о большом внимании, уделяемом восстановлению народного хозяйства Советской Украины как составной части СССР. Ставится задача довести объем промышленного производства УССР в конце пятилетки до 103% по сравнению с 1940 годом. К 1950 г планировалось производить 9,7 млн.т чугуна, 8,8 млн.т. стали, 86,1млн.т угля. Предполагалось возродить металлургические заводы Донбасса и Приднепровья, ввести в строй 30 доменных печей мощностью 9 млн.т чугуна в год, сталеплавильные агрегаты мощностью 8,4млн.т стали, 58 прокатных станов мощностью 6,5 млн.т проката. За пятилетку намечалось на 2,574 тыс.кВт повысить мощность электростанций, на 1 млн кВт превзойдя довоенную. Еще до принятия четвертого пятилетнего плана по всей стране, и в частности по Украине, широкой волной развернулись восстановительные работы. Трудности при этом были значительные: не хватало кадров, значительная часть которых находилась еще в рядах Красной Армии, не хватало строительных материалов. Возрождать народное хозяйство Советский Союз должен был только за счет внутренних ресурсов. На международной арене также не все благоприятствовало переходу нашего государства к мирной жизни. Империалистический лагерь повел «холодную войну» против Советского Союза. В битве за возрождение народного хозяйства победили интернационализм, дружба народов СССР. Вся страна помогала поднимать из руин заводы, фабрики, восстанавливать народное хозяйство. Примером такой взаимопомощи может служить стройплощадка «Запорожстали», рядом с которой стояли палатки с надписями «Горький», «Рига», «Ташкент», «Баку», «Дальний Восток», в которых жили прибывшие из этих мест рабочие. Более двухсот заводов выполняли заказы «Запорожстали», многие проектные организации Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Днепропетровска, Ростова-на-Дону готовили документацию для восстановления цехов. Неоценимую помощь Украине оказывала мощная промышленность восточных и центральных районов страны. Широкие массы трудящихся с величайшим энтузиазмом включались во всенародную борьбу. Среди восстанавливаемых предприятий республики особое место отводилось Днепровской гидроэлектростанции им. В.И. Ленина – гордости нашей страны. На Днепрогэсе гитлеровцы взорвали машинный зал, шлюзы, значительную часть быков плотины, в тело плотины заложили 360 т взрывчатки. Перед страной ставилась задача в кратчайший срок не только возродить станцию, но и увеличить ее мощность по сравнению с довоенной. Восстановлением Днепрогэса руководил один из крупнейших организаторов промышленного производства страны ф.Г.Логинов. Волею и трудом рабочих и инженерно-технических работников Днепрогэс уже в июне 1950 г был возрожден. План предусматривал в кратчайшие сроки восстановить угольную промышленность и в 1946-1950гг ввести в действие шахты мощностью 17,5 млн т в Сталинской и Ворошиловградской областях. Одновременно намечалась разработка угольных запасов в правобережных и западных областях Украины. Были запланированы разведывательные работы по изысканию газа и нефти, строительство газопровода Дашава- Киев. К 1950 году намечалось довести общую добычу угля по республике до 86,1млн т Для этого следовало закончить восстановление угольных шахт Донбасса в 1949г, полностью завершив работы на 182 основных шахтах т дополнительно построив 60 новых шахт. В области машиностроения планировалось вновь ввести в строй заводы угольного, металлургического и энергетического оборудования, электромашиностроения, сельскохозяйственного машиностроения. Создавались новые отрасли машиностроения. Учитывая острую нехватку транспорта, предполагалось строительство автомобильного завода грузовых автомобилей в г Днепропетровске мощностью 60 тыс. автомобилей в год, а также двух автосборочных заводов в Одессе и Львове. Для республики это имело большое значение, поскольку до войны на Украине вообще не было автомобильной промышленности. Одновременно ставилась задача улучшения существующих и строительства новых магистралей, таких как Москва-Харьков, города Украины-города Кавказа и Крыма. Предусматривалось строительство магистралей Киев-Одесса, Киев-Днепропетровск-Сталино, Киев-Сумы-Харьков и Кременчуг-Кировоград-Первомайск-Балта-Котовск, организация регулярного автобусного движения в 80 городах республики. Шло восстановление разрушенного гитлеровцами Киева. Киев- гордость русского, украинского, белорусского народов, начал возрождаться сразу после его освобождения, в ноябре 1943г. Для его восстановления потребовалась помощь всей страны. Планировалось обеспечить дальнейшее развитие средств связи, соорудить в Киеве телевизионный центр. Начались изыскательные работы по строительству метрополитена. Значительное внимание уделялось развитию пищевой и легкой промышленности, строительству жилья, развитию местной промышленности, которая в условиях восстановления народного хозяйства имела немаловажное значение. План производства валовой продукции республиканской и местной промышленности УССР на 1950 г был установлен в сумме 9,2 млрд.руб.(в ценах 1926/1927гг.), что превышало довоенный уровень на 8,6%. Восьмая сессия Верховного Совета УССР утвердила планы производства основных видов продукции республиканской и местной промышленности всех министерств и ведомств республики на 1950г. в таких размерах: угля – 4,400тыс.т, торфа – 3,605 тыс.т., кирпича – 1,4 млрд.шт., извести – 530 тыс.т.. стекла листового – 1,730 тыс.м2, пиломатериалов -2,475 тыс м3, деревянных строительных деталей – 1,230 тыс.м2. Все это было необходимо было для обеспечения жильем, топливом, одеждой, пропитанием народа.[1, с 36-38] Перестройка экономики на мирный лад закончилась в основном в конце 1946г. Однако весной 1945г промышленность постепенно начала переходить к выпуску продукции мирного времени. В декабре 1945г Наркомату сельскохозяйственного машиностроения было передано несколько больших предприятий республики, в том числе заводы: Одесский им. Октябрьской революции, осиповский «Первомайский», кировоградский «Красная звезда», запорожский «Коммунар», харьковский им. М.В.Фрунзе, «Серп и Молот» и Львовский завод сельскохозяйственных машин. На базе Киевского танкоремонтного завода возник мотоциклетный, Днепропетровского авиационного - завод по изготовлению инструментов и нестандартного оборудования для автомобильной промышленности и др. По решению правительства военные учреждения не только передавали гражданским ведомствам, но и помогали им наладить производство мирной продукции. Учитывая особенную важность возрождения и дальнейшего развития транспортного машиностроения в стране, в том числе и в Украинской ССР, прежде всего обеспечивались Ворошиловградский вагоностроительный завод, Мариупольский завод транспортного машиностроения металлом, трубами, оборудованием, инструментом и другими материалами. Преобладающее большинство предприятий легкой промышленности УССР уже с третьего квартала 1946 г перешло на выпуск товаров широкого потребления. В ходе перестройки народного хозяйства решалась сложная проблема кадров для промышленных предприятий, сельского хозяйства, строительства, которые могли бы использовать новые машины, станки, усовершенствовать их технико-эксплуатационные характеристики. Использовались методы пополнения трудовых ресурсов прежде всего путем демобилизации солдат из рядов Советской Армии и за счет перехода работников из оборонной промышленности в гражданскую. Если в 1940г В Украине насчитывалось 41,3 млн. человек населения, то вследствие войны количество его значительно уменьшилось и в 1945г составляло 27,4 млн. человек. Женское население преобладало над мужским. В 1945г в УССР осталось 17% довоенной численности рабочих, а весь промышленно-производственный персонал республики составлял лишь 1 млн.256 человек против 2млн.614человек в 1940г. Не хватало инженерно-технических специалистов, рабочей силы в сельском хозяйстве. Ощущали острую потребность в квалифицированных кадрах партийные и советские органы, научные и культурные учреждения республики. Наряду с наращиванием мощностей тяжелой промышленности возобновлялась деятельность тысяч предприятий, которые выпускали товары первой необходимости. Республиканская и местная промышленность производили обувь, чулочно-трикотажные, швейные, металлические и др. промысловые товары, нужные народу. Решению задач перестройки жизни на мирный лад способствовало социалистическое государственное планирование. Вместо однолетних планов периода войны, в ходе выполнения которых часто вносились коррективы, уточнения, перестройка народного хозяйства требовала перехода к составлению планов на более долгий период.[2, с 28-30]

Таким образом, в целом, производство промышленной продукции Украины по сравнению с 1940 г. составило в 1950 г. - 115%, в 1953 г. – 173%. Украина вновь заняла традиционное для нее место топливно-металлургической базы Советского Союза. На ее заводах выплавлялось около половины всего чугуна, более 30% стали, производилась почти треть союзного проката. Шахты республики давали около 30% общесоюзной добычи угля. Однако, как всегда, основная часть населения Украины не имела возможности пользоваться этими богатствами, поскольку распределение всех производимых в стране материальных ресурсов осуществлялось в Москве.

Героическим трудом советского народа за годы четвертой пятилетки была воплощена в жизнь грандиозная программа восстановления и дальнейшего развития страны. В ходе послевоенного возрождения народного хозяйства всесторонне учитывались потребности и возможности каждой республики. На развитие экономики пострадавших районов и годы четвертой пятилетки приходилось более 46 % всех капиталовложений. Объединив усилия трудящихся всей страны было обеспечено успешное воплощение в жизнь «Закона о пятилетнем плане постановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.». Успешное выполнение заданий четвертой пятилетки в промышленности и на транспорте проходило под знаком широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии. За эти годы была в основном осуществлена механизация трудоемких процессов в черной металлургии, угольной промышленности, за счет создания и внедрения новых машин и механизмов достигнуто повышение производительности труда. За годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено новых 6200 крупных предприятий. Большие успехи были достигнуты в области техники и технологии производства, возросли энерговооруженность и производительность труда по сравнению с 1940 г. соответственно на 40% и 37 %. Знаменательно, что к концу пятилетки за счет повышения производительности труда было получено 69 % прироста всей промышленной продукции. Весьма существенные сдвиги произошли за эти годы в территориальном размещении промышленности. В экономике страны заметно возрос удельный вес восточных районов. Быстрыми темпами здесь развивались топливно-сырьевая, металлургическая и энергетическая базы. Форсированными темпами осваивалось производство новых видов продукции. За пять лет в Украинской ССР выпуск промышленной продукции увеличился в 4,4 раза. Предприятия республики стали производить большое количество новых видов продукции: угольные комбайны, тяжелые врубовые машины, автомобили, свеклоуборочные комбайны, мотоциклы, магистральные тепловозы, новые виды металлургического и энергетического оборудования. При помощи трудящихся всей страны на Украине большие успехи были достигнуты в развитии тяжелой индустрии. К концу пятилетки производство промышленной продукции освобожденных районов страны составляло 21,6 % ее союзного выпуска. В 1950 г. Украина дала 47,8 % общесоюзной добычи угля, 54,2 % кокса, 47,8 % чугуна, 30,6 % стали, 38,4 % металлургического оборудования, 71,6 % сахара-песка и др. В этом же году в республике впервые было выпущено свыше 18 тыс. грузовых автомобилей, организовано производство шагающих экскаваторов. К концу пятилетки Украина производила больше, чем до войны, проката черных металлов, железной руды, электроэнергии; минеральных удобрений. В послевоенные годы политика Советского правительства была направлена не просто на восстановление довоенного уровня, но и достижение качественных сдвигов в развитии производства средств производства. Восстановление тяжелой индустрии сопровождалось дальнейшей реконструкцией и модернизацией основных производственных фондов. Возрождение ведущих отраслей промышленности Украинской ССР послужило прочной основой развития всего народного хозяйства, в том числе строительства, транспорта, легкой промышленности и сельского хозяйства. Основная задача четвертого пятилетнего плана по промышленности, состоявшая в том, чтобы восстановить довоенный уровень и затем значительно превзойти его, была успешно решена. Были не только возвращены в строй отдельные фабрики и заводы, а полностью возродились целые промышленные центры страны. Восстановительные работы велись таким образом, чтобы придать новый, современный облик прежним заводам и шахтам. На заводы и фабрики Украины за годы четвертой пятилетки поступили тысячи единиц нового оборудования, машины и аппараты высокой производительности. Уже в 1948 г. валовая продукция промышленности СССР превзошла уровень 1940 г. Первыми этого добились энергетики (1946) и шахтеры (1947), в 1948 г. было превышено довоенное производство стали, автомобилей, тракторов, металлорежущих станков, цемента и др. Довоенный уровень в различных отраслях промышленности был достигнут в разное время. Это зависело от разрушений, которые претерпели в годы войны отдельные отрасли, достижений в развитии техники и технологии, обеспеченности кадрами, структурных изменений в тяжелой промышленности.. В 1950 г. выпуск валовой продукции страны превысил на 73 % уровень 1940 года вместо намеченных 48 %. За это время производительность труда в промышленности увеличилась на 45 и в строительстве — на 37 % (в расчете на одного работающего). В годы четвертой пятилетки были заложены основы для дальнейшего развития экономики на новом техническом уровне. Трудящиеся Украины с братской помощью всех народов страны в невиданно короткое время восстановили энергетическое хозяйство республики. Еще в начале пятилетки энергетика достигла довоенного уровня. В 1950 г. производство электроэнергии в СССР составило 91,2 млрд. кВт час по сравнению с 48,3 млрд. кВт час в 1940 г., или увеличилось почти в 1,9 раза. К концу пятилетки мощность всех электростанций Советской Украины была не только восстановлена, но и превышала довоенную на 600 тыс. кВт. Годовое производство электроэнергии в республике возросло на 2,8 млн. кВт час и составляло 14,7 млрд. кВт час.

Значительные успехи были достигнуты в восстановлении и развитии электроэнергетики Донбасса. Намеченный планом на 1950 г. уровень производства электроэнергии здесь был достигнут уже в 1949 г. Успехи в восстановлении и развитии отечественного машиностроения открывали большие возможности для усиления технического оснащения шахт. Создание в 1948 г. угольного комбайна позволило приступить к механизации навалки угля на транспортер и решить проблему этой основной и трудоемкой операции, ранее выполнявшейся вручную. На шахтах Донбасса появились многочисленные угле- и породопогрузочные машины, скребковые конвейеры, проходческие комбайны, возросло количество электровозов Успехи были достигнуты в возрождении черной металлургии республики. За 1946—1950 гг. на Украине начали функционировать 22 доменных и 46 прокатных станов, 43 мартеновские печи. В 1950 г. общий объем продукции машиностроения УССР по сравнению с 1940 г. увеличился в 1,5 раза. Выпуск тракторов возрос более чем в 2 раза, металлургического оборудования — в 2,7, электромоторов нормальных — в 2,5, электромоторов взрывобезопасных — в 3,3, плугов тракторных — в 3, культиваторов тракторных — в 5,7, молотилок сложных — в 5,1, вагонов товарных — в 2,1, экскаваторов — в 9,3, велосипедов — в 4,4 раза.

За 1946—1950 гг. были восстановлены и реконструированы железнодорожные пути значительной протяженности, большое количество мостов, вокзалов, что позволило к началу 1948 г. возобновить движение поездов на 15 тыс. км железных дорог, связывавших Приднепровье и Донбасс с Москвой и Ленинградом, со многими другими промышленными центрами страны. Произошли структурные изменения в промышленности Украины [1, с 70-72]

Однако результаты четвертого пятилетнего плана были неоднозначными. В тяжелой промышленности, получившей 85 % капиталовложений, процесс восстановления достиг заметных успехов. К 1950 г. общий объем промышленной продукции Украины превышал уровень 1940 г. на 15 %. В Западной Украине, где до войны тяжелая промышленность практически отсутствовала, прогресс был особенно впечатляющим: к 1950 г. объем промышленной продукции региона увеличился на 230 %. В 1950-е годы Украина вновь превратилась в одно из ведущих промышленных государств Европы. Она производила больше чугуна на душу населения, чем Великобритания, Западная Германия и Франция (западные немцы, правда, производили больше стали), а по угледобыче почти равнялась Западной Германии. Впрочем, если промышленность Украины и стала мощнее по сравнению с довоенным временем, ее доля в общем объеме промышленной продукции Советского Союза снизилась, поскольку новые индустриальные центры, выросшие за Уралом, развивались куда быстрее. Увеличение количества и укрупнение заводов, однако, не означали заметного улучшения жизненного уровня. Традиционное для советской власти пренебрежение к производству товаров широкого потребления привело к таким крайностям, что покупка пары обуви, зубной щетки и даже буханки хлеба превратилась в проблему. К 1950 г. легкая промышленность еле достигла 80 % довоенного уровня производства. Потребительские возможности населения были снижены также в результате денежной реформы 1947 г., ударившей по личным сбережениям граждан.[3, с 305]


Заключение

Экономика Украины, в отличие от западных стран, в послевоенное время восстанавливалась и достраивалась не как самостоятельный, замкнутый и самодостаточный комплекс, а как часть общесоюзной экономической системы. Кроме того, доля в объеме общесоюзного производства существенно упала с 18% в довоенный период до 7% в1945г.Далее, несмотря на бурное развитие, украинская промышленность не сможет вернуть себе место лидера, поскольку новые индустриальные центры, возникшие за Уралом, будут развиваться значительно более быстрыми темпами. Важной причиной восстановительных процессов в Украине была командная система. Именно она сумела в короткое время мобилизовать значительные материальные и человеческие ресурсы, быстро перебрасывая их из одного конца страны в другой и концентрируя на восстановлении и строительстве определенного объекта.


Литература

1. История Украинской ССР в 10т, т.9 Под ред. Ю.Ю. Кондуфора К.:Н.д. , 1985.-582с.

2. Субтельный О. Украина. История. К.: „Либідь”, 2004.-735с.

3. Турчанко Ф.Г., Панченко П.П., Тимченко С.М. Новейшая история Украины. Часть вторая (1939-2001). К.: Генеза, 2005.-416с.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!