Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Lublin R-XIII - Разведчик-корректировщик, Польша, 1931
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



Авиация Второй Мировой войны

Lublin R-XIII - Разведчик-корректировщик, Польша, 1931


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2012.10.22
Просмотров: 1497

Разработчик: Lublin
Lublin R-XIII - Разведчик-корректировщик, Польша, 1931Страна: Польша
Первый полет: 1931
Тип: Разведчик-корректировщик

Концепция самолета поддержки пехоты для польских ВВС родилась в 1926 году. А в следующем году Департамент Аэронавтики Министерства Обороны Польши объявило конкурс на такой самолет. Согласно его требованиям на будущем самолете должен использоваться двигатель Райт мощностью 220 л.с., вооружен 1 пулеметом у летнаба, иметь скорость в 170 км/ч и короткий старт и посадку. Кроме конструкция крыльев должна быть складывающейся чтобы обеспечить переброску самолетов по грунтовым дорогам..
В конце 1927 года в конкурсе решили брать участие фирмы PWS и Zaklady Mechanichne Plage I Laskiewich. В итоге 28 марта 1928 года фирма PWS получила заказ на постройку двух прототипов и 5 самолетов, а ZMPL решила строить самолет на собственные деньги. В итоге такая стратегия себя оправдала - PWS-5 получил у военных крайне отрицательную оценку.
Зато концепция самолетов R-X - XIV стала крайне удачной для фирмы. В июне 1931 года военные разместили заказ на 50 самолетов Lublin R-XIII. Первые пять машин получили обозначение R-XIIIА и естественно отличались от прототипов. А весной 1932 года самолет №54-15 был поставлен на поплавки и стал прототипом для будущей серии таких машин.
Летом того же 1932 года началось серийное производство партии из 50 машин в версии R-XIIIB. В 1933 году четыре таких самолета военные передали аэроклубам. Эти самолеты получили следующие гражданские обозначения SP-AFD (#56-12), SP-AND (#56-13), SP-ANF (#56-20) и SP-AKK (#56-48). Уже в апреле два гражданских самолета совершили рекламный полет по маршруту Варшава - Львов - Черновцы - Яссы - Бухарест - София - Белград - Загреб - Вена - Братислава - Прага - Брно - Варшава.
9 января 1932 года был размещен заказ на 3 R-XIIIbis/hidro с деревянными поплавками - для морской авиации. Самолеты были построены в 1932 году и в конце года переданы заказчику. Самолеты имели сменное шасси, что позволяло их использовать и с сухопутных аэродромов.
19 сентября 1932 года фирма получила заказ на 120 R-XIII, в том числе 50 R-XIIIС и 70 в модифицированной версии. R-XIIIС представлял собой дальнейшее развитие R-XIIIВ, но с кольцом Тауненда. А 5 февраля 1934 года было подписано дополнительное соглашение, по которому количество самолетов в заказе увеличивалось с 120 до 170, в том числе 48 R-XIIID, 2 прототипа R-XIIIЕ и R-XIIIF с двигателями мощностью 300 л.с., 95 R-XIIID и 25 самолетов R-XIIIЕ с двигателями G-1620.
Версия R-XIIID была разработана в 1932 году. На ней был опробован ряд новинок, в том числе заслонки двигателя с регулированными жалюзями, кроме того длина самолета увеличилась на 0,25 м. первый экземпляр R-XIIID был передан на войсковые испытания 28 мая и еще два самолета - в августе. Самолеты получили гражданскую регистрацию SP-ANE, -ANG, - AMG. Потом в процессе капитальных ремонтов машины модификаций R-XIIIВ и С были модернизированы до R-XIIID.
Во время подготовки польских летчиков к участию в Challenge 1934 года шесть R-XIIIВ были модернизированы для слепых полетов и получили новое обозначение R-XIIIt. После полетов 1934 года эти машины были возвращены военным. Осенью 1934 года два R-XIIIВ было переоборудовано на R-XIIIt.
В Центре летной подготовки в Деблине четыре самолета R-XIIID были переоборудованы для слепых полетов в полевых условиях.
Несколько экземпляров R-XIII в связной версии без вооружения использовался в 5-й штабной эскадре 1-го авиаполка на аэродроме Мокотовский в Варшаве.
5 мая 1933 года моряки заказали 10 самолетов новой версии R-XIII ter/hidro. Это были машины версии R-XIIID с поплавками типа KZA. Кроме поплавков самолеты могли нести лыжи и колеса. Весной и летом 1934 года эти машины поступили на вооружение Эскадры Речной Пинской флотилии с базированием в Пинске. А когда в 1937 году эскадру разогнали самолеты перегнали в Пучка, где демонтировали.
26 мая 1934 года морское ведомство заказало еще шесть самолетов под обозначением R-XIIIG. Они имели незначительные отличия от R-XIIIter и R-XIIID. Изначально колесные самолеты могли оснащаться металлическими поплавками.
Одна машина из этой серии была модифицирована и получила наименование R-XIIIDr. Это была переработка R-XIIIВ с задней кабиной для перевозки пассажира. Самолет изначально предназначался для дальнего перелета в Австралию, поэтому кроме увеличенных топливных баков на нем стоял авиагоризонт Сперри и другое навигационное оборудование. Дальность полета такого самолета составляла 2500 км. Однако 10 мая 1933 года во время очередного испытательного полета самолет попал в аварию.
В целом R-XIII оказался очень удачным самолетом, имея большую дальность полета и удачные взлетно-посадочные характеристики. В 1933-39 гг было произведено 288 самолетов R-XIII и R-XIV, в том числе 20 поплавковых R-XIII, 15 R-XIV.
Самолеты R-XIII предназначались для взаимодействия с пехотой и артиллерией, могли применяться для разведки, связи. Однако всего шесть самолетов были оборудованы радиостанцией.
В 1932-36 гг были организованы 33 звена взаимодействия с армией по 3 самолета в каждом. Осенью 1937 года эти подразделения были распределены по эскадрам - по два звена в каждой.
С 1936 года R-XIII должны быть заменены на RWD-14, однако процесс производства этих самолетов задержался и фактически до 1939 года даже не начинался.
В 1939 году польские ВВС использовали около 150 R-XIII, в том числе 50 R-XIIID и R-XIIIС в боевых подразделениях, 30 - в летных школах, 30 в резерве и 40 в ремонте.
В сентябре 1939 года на R-XIIIG/hidro морские летчики смогли выполнить только два боевых вылета, пока 8-го числа не был разбомблены.
В сентябрьской войне самолеты R-XIII использовались в интересах наземных войск очень широко. Так до 16 сентября остались только 24 R-XIII, 19 из которых 16-18 сентября были уничтожены чтобы не достаться врагу. Из 55 армейских машин в ходе боев потеряно 50 (причем 7 самолетов стали жертвой дружественного огня) и только 5 были эвакуированы в Румынию. Из учебных эскадр в Румынии оказались 17 R-XIII. Эти самолеты широко использовались румынами в 1940-44 гг.
Один R-XIII (№56-158) приземлился в районе Ямполя и был захвачен советскими войсками. Еще один самолет перелетел в Словакию, а еще один - в Венгрию.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

Модификация R-XIIIA
Размах крыла, м 13.25
Длина, м 8.20
Высота, м 2.76
Площадь крыла, м2 24.50
Масса, кг
пустого самолета 890
нормальная взлетная 1304
Тип двигателя 1 ПД Skoda-Wright J5AB
Мощность, л.с. 1 х 240
Максимальная скорость , км/ч 177
Крейсерская скорость , км/ч 146
Практическая дальность, км 600
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4100
Экипаж 2
Вооружение: один 7.92-мм пулемет Vikers F


Литература

Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945
Михаил Жирохов. Самолет Lublin R-XIII
Jacek Wojcik. Encyklopedia Lotnictwa Polskiego
Andrzej Morgala. Samoloty Wojskowe w Polsce 1924-1939
Maciej Stefanicki, Jacek Wojcik. Polskie Konstrukcje Lotnicze do 1939 r.
Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze 1893 -1939
Aero Technika Lotnicza. Andrzej Glass. Lublin R-XIII
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!