Авиация Второй Мировой войныNorthrop P-61B Black Widow - Ночной истребитель, США, 1944Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Добавлено: 2012.10.22 Просмотров: 1423 Разработчик: Northrop В начале 1944 года для установки на P-61 стала доступной новая и более мощная бортовая радиолокационная станция SCR-720C. Новый радар имел увеличенный почти до 100 миль диапазон обнаружения и более четкое изображение цели. Но поскольку габариты SCR-720C оказались большими, чем у используемого на P-61A радара SCR-720A, то появилась необходимость изменения носового отсека Black Widow. Кроме того в конструкцию самолета был внесен ряда усовершенствований и доработок, предложенных в ходе эксплуатации самолетов модели Р-61А. Измененный вариант Black Widow стал обозначаться как Р-61В.Страна: США Первый полет: 1944 Тип: Ночной истребитель Внешне P-61В отличался от P-61A, главным образом, длиной носового отсека. На P-61В применили в фюзеляже вставку длиной 203 мм (8 дюймов) позади носового обтекателя. Визуально отличить P-61B от P-61A можно также по заметной откидной панели, которая установлена на P-61B позади носового обтекателя. Гидравлический привод створок шасси, применявшийся на модели А, показал невысокую надежность в ходе эксплуатации и поэтому был заменен на механический. Если система выпуска шасси работала со сбоями, пилот мог освободить замки шасси в аварийном режиме. К рукоятке уборки основного шасси в кабине была добавлена предохранительная защелка для устранения возможности случайной уборки шасси в то время как самолет находился на земле. Створки ниш стоек шасси на P-61B разделили на несколько частей. Задняя часть створок после выпуска и фиксации стоек шасси снова закрывалась, защищая приводы от летящих из под колес камней и грязи при взлете или посадке самолета. Р-61B получил усовершенствованную систему отопления кабин экипажа, а также автоматически управляемые жалюзи маслорадиаторов двигателей. Маслобаки были перенесены из крыла внутрь мотогондол. Была добавлена посадочная фара, укрепленная на носовой стойке шасси. Триммеры элеронов удалили и добавили встроенную систему пожаротушения. В ходе эксплуатации в боевых условиях выяснилась необходимость оснастить самолет ночным биноклем. На модели В применили прибор ночного видения, который состоял из комбинации 5,8-кратного ночного бинокля с оптическим прицелом. Вместо окружности и световой точки в стандартном прицеле в новом приборе имелся горизонтальный ряд из четырех световых точек. Пилот выравнивал эти точки с крылом самолета-цели, идентифицировал его и, если он знал тип самолета, он мог легко определить с высокой точностью расстояние до цели и уничтожить ее. Впоследствии такой прибор установили в полевых условиях на многие P-61A. Надфюзеляжную турельную установку не устанавливали, но под нее была проведена электропроводка. Первый P-61В собрали в июле 1944 года. Первыми машинами модели В стали самолеты серий P-61B-1-NO и P-61B-2-NO незначительно отличавшиеся друг от друга. Самолеты серии P-61B-1-NO имели следующие серийные номера - 42-39398:39401, 42-39403:39405, 42-39407, 42-39409:39411, 42-39415:39417, 42-39419:39423, 42-39425, 42-39427, 42-39429, 42-39431, 42-39433:39451, 42-39457:39460, 42-39463:39465, 42-39467:39470, 42-39474, 42-39476:39477, 42-39481:39482, 42-39491, 42-39494 и 42-39496:39497 (всего 62 машины). Самолеты серии P-61B-2-NO имели следующие серийные номера - 42-39402, 42-39406, 42-39408, 42-39412:39414, 42-39418, 42-39418, 42-39424, 42-39426, 42-39428, 42-39430, 42-39432, 42-39452:39456, 42-39461:39462, 42-39466, 42-39471:39473, 42-39475, 42-39478:39480, 42-39483:39490, 42-39492:39493, 42-39495 (всего 39 машин). Во время производства в конструкцию P-61B вносились различные изменения и усовершенствования. Эти изменения в частности включали в себя установку начиная с P-61B-5-NO нового низко-высотного высотомера APN-1 вместо радиовысотомера SCR-718. Самолеты серии P-61B-5-NO имели следующие серийные номера - 42-39498:39500 (т.е. всего три машины). Кроме того существовала серия P-61B-6-NO, несколько отличавшаяся от P-61B-5-NO. Серия P-61B-6-NO имела следующие серийные номера - 42-39501:39547 (47 самолетов). Начиная с серии P-61B-10-NO на самолет стали устанавливать систему оповещения о атаке с хвостовой части APS-13. Некоторые P-61A и ранние P-61B были оборудованы в полевых условиях системами APN-1 и APS-13. Самолеты серии P-61B-10-NO имели следующие серийные номера - 42-39548:39572, 42-39612, 42-39615, 42-39617, 42-39619, 42-39640:39641, 42-39643, 42-39645, 42-39647, 42-39650, 42-39652, 42-39654, 42-39656, 42-39658, 42-39662, 42-39666:39667 (всего 42 самолета). Начиная с P-61B-10-NO все самолеты последующих серий на заводе оснащались подкрыльными пилонами для монтажа для четырех сбрасываемых баков емкостью по 258 галлонов или четырех 1600 фунтовых бомб. Два P-61B-10-NO (серийные номера 42-39549 и 42-39557) были впоследствии переоборудованы в XP-61E. Самолеты серии P-61B-11-NO (серийные номера 42-39625, 42-39627, 42-39621, 42-39623 и 42-39629) несколько отличались оборудованием от машин серии P-61B-10-NO. Серия P-61B-15-NO вновь получила надфюзеляжную турельную установку General Electric Type A-4. Проблема бафтинга, вызванная ранними турельными установками была к тому времени в значительной степени исправлена. Самолеты серии P-61B-15-NO имели следующие серийные номера - 42-39573:39611, 42-39614, 42-39616, 42-39618, 42-39631:39633, 42-39637:39639, 42-39642, 42-39644, 42-39646, 42-39648:39649, 42-39651, 42-39653, 42-39655, 42-39657, 42-39659:39661, 42-39663:39665 и 42-39668:39757 (всего 151 самолет). Серия P-61B-16-NO (серийные номера 42-39626, 42-39628, 42-39620, 42-39622, 42-39624 и 42-39630) практически ничем не отличалась от предыдущей. Через некоторое время появилась модификация Р-61В-20-NO с новой турельной установкой General Electric Type A-7 с улучшенной системой управления огнем (серийные номера 43-8237:8320 - всего 84 самолета). Black Widow использовал бортовой радар только для определения курса перехвата при преследовании вражеского самолета. Обнаружив цели и приблизившись к ней на достаточное для атаки расстояние пилот использовал обычный оптический прицел. Управление огнем с помощью радиолокатора появилось спустя несколько лет после окончания войны. Но еще в ходе войны на Black Widow проводили экспериментальные работы над автоматической бортовой системой управления огнем. Семь самолетов последней серии P-61B-25-NO (серийные номера 42-39613 и 43-8231:8236) были оснащены экспериментальным радаром для наводки оружия Western Electric APG-1, который был связан с дистанционным управлением надфюзеляжной турельной установки General Electric Type A-7. Радар посылал данные в аналоговый компьютер, который, в свою очередь, направлял 12,7-мм пулеметы турельной установки на цель. Впоследствии таким образом были изменены один P-61B-15-NO и первые шесть P-61B-20-NO. Самолеты испытывала Air Proving Command на базе Elgin Field (штат Флорида) и на учебно-тренировочной базе Hammer Field (штат Калифорния). Однако о боевом применении этой модификации нет никаких данных. С лета 1944 года P-61 начали использовать и в качестве ночного бомбардировщика. Поскольку союзники имели практически полное превосходство в воздухе, немецкие войска вынуждены были перемещаться под прикрытием темноты. Экипажи Р-61 из 9 воздушной армии в ночное время использовали радар для обнаружения целей типа поездов и колонн грузовиков. Для уничтожения колонн применялся напалм и пушечный огонь. На нескольких самолетах в 425-й NFS для увеличения огневой мощности в ходе штурмовых атак под крыльями были установлены пятидюймовые направляющие трубы для ракет типа "bazooka". P-61 в роли ночного бомбардировщика оказались весьма эффективны. Типичным вооружением для ночных налетов являлась пара бомб весом по 227 кг (500 фунтов) или баки с напалмом или неуправляемые реактивные снаряды. На Тихоокеанском ТВД P-61 также использовался в качестве ночного бомбардировщика. Для подобных операций несколько самолетов 427-й NFS были оснащены подкрыльными направляющими трубами для ракет "bazooka", а на еще нескольких машинах под крыльями установили направляющие для 127 мм неуправляемых реактивных снарядов. Кроме P-61B для такого рода операций 418-я NFS использовала несколько средних бомбардировщиков North American В-25Н Mitchell. Первоначально на последних стояла 75 мм пушка, которую впоследствии сняли из-за того, что вспышка при выстреле в темноте ослепляла экипаж. B-25H 418-й NFS был окрашены в блестящий черный цвет и несли те же опознавательные знаки, что и P-61 из этой же части. Нормальным графиком дежурств экипажей P-61 были две ночи подряд с отдыхом в течение дня, а затем две ночи отдыха. В момент нахождения одного P-61 в воздухе ни один самолет не имел права подняться в воздух, пока не приземлится дежурный самолет. Дежурным экипажам назначали определенное время патрулирования, охватывающие период от заката до восхода солнца. За несколько часов до полета члены экипажа надевали специальные очки со стеклами темно-красного цвета для улучшения зрения в темноте. Нормальное время патрулирования обычно продолжалось два часа и крайне редко было более длительным. Однако, известны случаи и более длительных боевых вылетов. Капитан Эрнст Томас (Ernest Thomas) из 548-й NFS описал один из таких патрулей: "Мы находились в составе регулярного САP (Combat Air Patrol - боевой воздушный патруль) и взлетели в 18:30 по местному времени. По расчетам мы должны были вернуться домой в 20:30. Вскоре "Агат 9" (радар GCI, остров Сайпан) уведомил нас о приближении с севера цели. Приблизительно в 20:49 мы приблизились к самолету с полностью закрытыми дроссельными заслонками двигателей и выпущенными вниз закрылками. Скорость полета была менее 95 миль/час (152 км/час). Я не смог увидеть самолет противника и пролетел мимо. Но капрал Тью (Tew) - мой стрелок - сумел установить визуальный контакт с целью с помощью бинокля. Это был японский бомбардировщик G4M Betty. После нескольких попыток я не смог удержать самолет позади Betty и потерял его из виду. Ни "Агат 9", ни бортовая РЛС не смогли восстановить контакт с целью. Вскоре "Агат 9" обнаружила другую цель, идущую с юга. После приближения на минимальное расстояние капрал Тью идентифицировал самолет как другой Betty. Я обгонял этот Betty три раза, каждый раз разворачиваясь на 360 градусов чтобы снова вернуться к нему. Пилот Betty, очевидно, обнаружил наш самолет, поскольку пытался маневрировать. На моем четвертом заходе на Betty на высоте 19000 футов (5800 м) и скорости 155 миль/час (250 км/час) я с большим трудом смог удержаться позади него. Я смог различить его на расстоянии приблизительно 1200 футов (365 м). Betty попытался уйти от меня, начав совершать левый поворот. На расстоянии около 600 футов (180 м) я смог поймать его в прицел. Мой первый же залп (тридцать два 20 мм снаряда и тридцать восемь 12,7 мм пуль) поразил его левый двигатель, который немедленно взорвался и загорелся. Я повернул направо и прошел под горящим самолетом на расстоянии примерно 200 футов (60 м). Поворачивая далее направо, я наблюдал, что поврежденный Betty летит со снижением. Спустя несколько секунд небо озарила вспышка большого взрыва. На месте Betty осталось лишь облако дыма. "Агат 9" направляла нас обратно к аэродрому, находившемуся примерно в 95 милях. Мы приземлились на Сайпане в 22:35. Этот патруль длился более четырех часов." Black Widow также базировались на Новой Гвинее и, позднее, на Филиппинах. На Филиппинах Black Widow применялись в качестве ночного бомбардировщика при налетах на японские аэродромы и наземные цели. Р-61 принимали участие во вторжении на Иводзиму и Окинаву. Кроме Европейского и Тихоокеанского ТВД Black Widow также применялись на Индокитайско-Бирманском ТВД. Первой жертвой Р-61 на этом театре стал японский двухмоторный самолет. Эта победа, одержанная 30 октября 1944 года, была на счету Р-61 из 426-й эскадрильи ночных истребителей, базировавшейся на Кунминге (Kunming). В состав экипажа Р-61 входили пилот капитан Роберт Скотт (Robert R. Scott) и оператор РЛС Чарльз Филлипс (Charles W. Phillips). Первоначально основным боевым заданием базировавшихся в Китае Black Widow было уничтожение японских ночных самолетов, но поскольку ночные полеты вражеских самолетов прекратились, самолеты применялись в качестве ночного бомбардировщика против японских вооруженных сил в Китае и Бирме. Последний самолет, сбитый в ходе Второй Мировой войны, был уничтожен именно P-61В. Ночью 14/15 августа 1945 года P-61B из 548-ой NFS "Lady In The Dark" пилотируемый лейтенантом Робертом Клайдом (Robert Clyde) (оператор РЛС лейтенант Брюс Лефорд (Bruce Leford)) сбили над морем около Иешимы японский армейский истребитель Nakajima Ki-43 Oscar. Хотя война официально закончилась в 08:00 15 августа 1945, ночью 15/16 августа пилот капитан Соломан (Soloman) и оператор РЛС лейтенант Джон Ширер (John Scheerer) на том же самолете "Lady In The Dark" сбили истребитель Ki-44 Tojo, который упал в Tихий океан. К концу Второй Мировой войны в USAAF пятнадцать из шестнадцати эскадрилий ночных истребителей имели на вооружении Northгор P-61A или P-61B. Последней эскадрильей, перевооруженной на Black Widow стала 416-я NFS, которая сменила свои de Havilland Mosquito NF Mk.30 на Р-61В летом 1945 года. В ходе войны Р-61 Black Widow состояли на вооружении следующих частей:
Общее число жертв Black Widow не велико, поскольку они поступили на вооружение к тому времени, когда союзники уже установили почти полный контроль над воздушным пространством. Среди экипажей Black Widow было несколько асов. Так как экипаж Black Widow состоял из нескольких человек, то нельзя однозначно приписать победу только одному из них. К тому же иногда в разных полетах с одним пилотом летали разные операторы РЛС. Поэтому в случае с Р-61 асом считается не один человек, а целый экипаж. Если в список побед включить сбитые V-1, то в Европе было два экипажа, добившихся шести побед. Первый экипаж состоял из пилота лейтенанта Германа Эрнста (Herman E. Ernst) и оператора РЛС лейтенанта Эдварда Копсела (Edward H. Kopsel), второй экипаж - пилот лейтенант Пол Смит (Paul A. Smith) и оператор РЛС лейтенант Роберт Тирни (Robert E. Tierney). В число побед каждого из этих экипажей включено по одному V-1. На Тихом океане наибольшее число побед (пять японских самолетов) на счету Black Widow майора Кэррола Смита (Carrol C. Smith) (пилот) и оператора РЛС лейтенанта Филиппа Портера (Philip B. Porter) из состава 418-й NFS. В 1945 году 16 P-61B были переоборудованы для погодной разведки и получили обозначение P-61G. Все вооружение с самолетов было снято. Последней частью, продолжавшей эксплуатировать Р-61 была 68 F(AW)S, которая к маю 1950 года имела в строю по крайней мере один F-61В. Через шесть недель после окончательного перевооружения на F-82 Twin Mustang, эскадрилья приняла участие в боевых действиях в Корее. Летом 1942 года командование US Navy проявило интерес к Р-61 Black Widow. US Navy нуждался в ночном истребителе, который мог бы действовать с наземных баз на обширных территориях Tихого океана. Однако USAAF имели более высокий приоритет на поставки Black Widow и флотская авиация была вынуждена ждать до середины 1944 года. К тому времени Black Widow должны были заменить в частях морских ночных истребителей Lockheed PV-1 Ventura, Vought F4U Corsair и Grumman F6F Hellcat. Но 10 июля 1944 года для морской авиации в качестве основного ночного истребителя было решено выбрать самолет Grumman F7F Tigercat и командование US Navy отменило просьбу о поставках Black Widow. Всего для авиации US Navy было приобретено у USAAF 12 самолетов Black Widow версий P-61B-10, -15 и -20. Эти машины применялись в качестве тренировочных самолетов, поскольку Tigercat еще не поступил в достаточном количестве. Эти Black Widow получили обозначение US Navy F2T-1 и серийные номера Bureau of Aeronautics от 52750 до 52761. Поставки F2T-1 во флотские части начались только в сентябре 1945 года. F2T-1 использовались для обучения в Морском Корпусе (Marine Corps) до 1 мая 1946 года, т.е. очень недолго. Последние два F2T-1 были списаны в 31 августа 1947 года. Вариант P-61G был воспроизведен в достаточно крупной серии, однако обозначение самолета P-61G в отчетах USAAF никогда не использовалось. P-61G представлял собой модернизированный вариант P-61B-20. Шестнадцать P-61B-20 были изменены на заводе Douglas Aircraft Company в Тулсе (штат Оклахома) для выполнения метеоразведывательных полетов. Бортовая РЛС SCR-720 с самолетов снималась, а на ее место монтировался метеорадиолокатор General Electric APS-10. С самолетов снималась и надфюзеляжная турельная установка, монтировалось дополнительное радиооборудование и аппаратура для взятия проб окружающей среды. Из 16 таких самолетов эксплуатировались только 14. Все самолеты эксплуатировались 4185-й AAF Base Unit в Индепенденсе (штат Канзас). В 1946 году эти самолеты использовались Air Material Command в ходе погодных научно-исследовательских работ, подобных "Project Thunderstorm", в котором принимали участие несколько Р-61С. P-61G также применяли для полетов с различными целями в Air Defense Command. Вариант P-61H представлял Р-61, на котором вместо надфюзеляжной турельной установки монтировался топливный бак большого объема, который даже несколько выступал за пределы фюзеляжа. Идея установки такого бака была не нова. На многие P-61 для перегона через Tихий океан ставили на месте надфюзеляжной турельной установки перегоночный бак от бомбардировщика Consolidated B-24 Liberator. Эта баки применяли на P-61A и P-61B. После перелета к месту базирования бак сразу снимался и на его место устанавливалась турельная установка, если самолет был ею укомплектован. Серийно самолет не изготовлялся. Лётно-технические характеристики (ЛТХ)
Литература Иван Малышев. Northrop P-61 Black Widow Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Northrop P-61 Black Widow USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Northrop P-61 William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighter Jane's Fighting Aircraft of World War II Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия "Война в воздухе" № 56. P-61 Black Widow. Тяжелый ночной истребитель США Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |