Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Morane-Saulnier MS.406 - Истребитель, Франция, 1935
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



Авиация Второй Мировой войны

Morane-Saulnier MS.406 - Истребитель, Франция, 1935


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2012.10.22
Просмотров: 2481

Разработчик: Morane-Saulnier
Morane-Saulnier MS.406 - Истребитель, Франция, 1935Страна: Франция
Первый полет: 1935
Тип: Истребитель

В середине 1930-х годов во всех передовых авиационных державах появились истребители так называемой "новой волны" - свободнонесущие монопланы с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Первым самолетом такого типа, принятым на вооружение французских ВВС, стал "Моран-Солнье" MS.406C-1. Его история началась в сентябре 1934-го.
MS.405N-1 построили летом 1935-го и 8 августа летчик М.Детройя совершил на нем первый полет. MS.405N-02 взлетел в январе 1937-го. Вскоре двухшаговый винт "Шавье" сменили на автоматический "Испано-Сюиза" 27М. В марте истребитель передали испытателям ВВС. Эту машину преследовали неудачи. Она не столько летала, сколько ремонтировалась. В марте пилот врезался в столбик-указатель, в мае ее посадили, забыв выпустить шасси, а в июле летчик Рибьер потерял сознание на большой высоте из-за отказа кислородного оборудования и разбился. Однако и в этих обстоятельствах удалось выяснить, что смена двигателя и винта существенно улучшили характеристики самолета, его скорость поднялась до 482 км/ч. Соперников у MS.405 не оказалось. Ставка Готье на проверенные конструктивные решения пока оправдывалась - он выиграл у своих соперников время. В феврале 1938-го изготовили первые самолеты установочной серии. 15 истребителей предназначались для расширенных испытаний и различных экспериментов, а последний, шестнадцатый, должен был стать эталоном для большой серии. В апреле национализированная фирма SNCAO получила официальный заказ на 50 машин под обозначением MS.406. Через четыре месяца к нему добавили еще один - на 80 самолетов. Первым прототипом MS.406 стал MS.405N-04, превратившийся по документам в MS.406 N-04. На нем стоял мотор "Испано-Сюиза" 12Y31, отличавшийся от 12Ycrs новым редуктором (с тем же передаточным отношением) и меньшей расчетной высотой. На мотор могла устанавливаться как пушка S9, так и более совершенная 20-мм "Испано-Сюиза" HS 404. На серийных самолетах запланировали облегченное на 23 кг крыло, опробованное на MS.405N-12.
Серийное производство задумали на четырех заводах. В апреле 1938-го, кроме дополнительного заказа на 325 истребителей у SNCAO, имелись контракты с двумя предприятиями на 130 и 370 машин. В августе еще один заказ на 90 MS.406 получила "Аэропланс Моран-Солнье", но впоследствии оставили только две сборочные линии - у SNCAO и "Моран-Солнье". Остальные заводы перевели в разряд смежников. В июне 1938-го собрали эталон для массовой серии - MS.406N-16. К началу 1939-го первую дюжину MS.406C-1, изготовленных SNCAO, приняли на вооружение. В январе поднялся в воздух первый серийный истребитель, собранный "Моран-Солнье". С момента выдачи задания прошло четыре с половиной года, за это время многое изменилось в мире. Другими стали и потенциальные противники. Мировое самолетостроение ушло далеко вперед. В начале 1938-го английская авиация получила "Харрикейны" и "Спитфайры". Если первый был, по крайней мере, эквивалентен MS.406, то второй превосходил его "на голову". А немцы к этому времени имели более совершенный Bf.109Е. Французы явно опаздывали с перевооружением истребительной авиации. Темпы производства росли крайне медленно. Не хватало ряда деталей, изготавливавшихся смежниками, оборудования. Самыми дефицитными оказались моторы, устанавливавшиеся на многие типы самолетов. Проблему с ними попытались разрешить импортом. Двигатели "Испано-Сюиза" и их варианты по лицензии изготовлялись во многих странах. В конце 1938-го заключили соглашение о закупке моторов в Чехословакии, на заводах "Авиа" с поставкой до 25 штук в месяц. Но до ее оккупации Франция успела получить около 80 экземпляров. Пытались купить 200 М-100А в СССР, но получили отказ. Зато договорились со швейцарским концерном "Заурер", осваивавшего выпуск 12Y31. Но производство моторов там началось уже после поражения Франции.
Внедрение нового истребителя во французских ВВС началось с мая 1938-го, когда 1-я группа 7-й истребительной эскадры (GCI/7) получила для ознакомления первые MS.405. Эта же часть начала первой оснащаться серийными MS.406С-1. За ней последовала подразделение GCI/6. Однако из-за производственных трудностей к концу года на вооружении числились всего 27 "Моранов". Весной 1939-го темпы выпуска истребителей возросли. В апреле уже только на одном заводе SNCAO в Нанте собирали по шесть машин в день. Но многие из них "оседали" на земле из-за отсутствия оборудования. Тем не менее, к маю переучивание на MS.406 осуществляли еще семь авиагрупп. Истребитель Готье в целом очень хорошо приняли строевые летчики. Машина оказалась доступной даже не очень опытному пилоту. Малая нагрузка на крыло обеспечивала хорошую маневренность на горизонталях и приемлемую посадочную скорость. Переход на MS.406 протекал без осложнений, поэтому учебных "спарок" не выпускали. Изготовили только три двухместных MS.407LP с моторами HS 12Ycrs2 в 930 л.с. Они предназначались для экспериментов по покиданию истребителя с парашютом на больших скоростях. Отсек для парашютиста находился на месте бензобака перед пилотской кабиной, горючее же переместили в крыло. Летчики отмечали недостаточную мощность мотора. Более того, из-за перегрева двигателя его трудно было эксплуатировать на максимальных режимах. Чтобы получить скорость порядка 450 км/ ч требовалось втянуть радиатор, но при этом мотор перегревался.
Имелись и другие дефекты. Механизм изменения шага винта часто замерзал. Основные стойки шасси при выполнении фигур высшего пилотажа иногда "вытягивало" из ниш. В мирное время это было терпимо, но в бою неожиданная потеря скорости опасна. Встречались и случаи самопроизвольного выпуска радиатора. Лафеты пулеметов были недостаточно жесткими и снижали точность стрельбы. На высотах более 4000 м пулеметы, не имеющие обогрева, замерзали. Сами пулеметы MAC 1934 тоже подвергались критике из-за устаревшей магазинной системы питания - мал боезапас. Более того, добраться до магазина можно было только после частичной разборки пулемета! Неудачным оказался и прицел, отличавшийся низкой надежностью и точностью. Поэтому примитивный прицел-дублер на капоте (кольцо и мушка) оказался далеко не лишним. Самолеты выпуска 1939-го несколько отличались от своих предшественников. На них усилили стойки шасси, с марта часть MS.406 комплектовали более скорострельной пушкой HS 404, а старую S9 не монтировали вообще. Хотя "Моран" не был склонен к капотированию, за кабиной пилота стали устанавливать противокапотажную ферму. Некоторые самолеты оснащались индивидуальными выхлопными патрубками. В совершенствование истребителя внесли свою лепту и строевые части. Там с осени по собственной инициативе начали ставить бронеспинки с заголовниками.
В Северной Африке, куда летом попали группы GCI/6 и GCI/7, усиливали горизонтальное оперение и роговые компенсаторы рулей высоты, повреждаемые вылетавшими из под колес камнями. С сентября подобные меры приняли и на серийных заводах. В декабре 1939-го на одном самолете испытали подвесные бензобаки, увеличившие дальность с 750 до 1500 км. 100 комплектов таких баков пригодились при перегонке самолетов в Сирию. К сентябрю 1939-го, когда Германия напала на Францию, ее ВВС насчитывали 557 "Моранов" в составе 12 групп по 26 истребителей в каждой. В период так называемой "Странной войны" стычки "Моранов" с немецкими самолетами встречались не часто, тем не менее, удалось определить реальную ценность MS.406 как боевой машины. Основным противником для него стал "Мессершмитт" Bf.109E. Последний на 75-80 км/ч превосходил его по скорости, имел лучшую скороподъемность и более мощное вооружение. Правда, запас снарядов у MS.406С-1 был больше, чем у противника: HS 404 комплектовалась 60 снарядами, а MG FF (или MG FF/M) на "Мессершмитте" - 20. Французская машина имела меньший радиус разворота, позволявший успешно вести бой на горизонталях, но отличалась уязвимостью пневмо-, гидро- и электросистем. С бомбардировщиками, казалось бы, MS.406 должен был справляться легче, но и здесь он уверенно перехватывал лишь Ju-87В и Не-111, а Do-17Z частенько от них уходили. За весь период "Странной войны" французы потеряли 14 MS.406 (первый из них немцы сбили 21 сентября). Тем не менее, устарелость "Морана" стала очевидной. Конструкторы искали пути модернизации машины, а военные прилагали все усилия, чтобы заменить ее новыми истребителями D. 520 и MB.151.
Еще в 1937-м "Моран-Солнье" предложила ВВС проект MS.540, фактически тот же MS.405 , но с металлическим полумонококовым фюзеляжем, несколько измененным крылом и усиленным вооружением (пушка и четыре пулемета). Мотор оставался старым, 12Ycrs, но большим по размерам неубирающимся подфюзеляжным водорадиатором, заключенным в новый капот. MS.540 в двух экземплярах изготовили весной 1939-го. На испытаниях он достиг скорости 557 км/ч. Однако ВВС выбрали D.520. В 1938-м на MS.405N-12 поставили мотор "Испано-Сюиза" 12Y45 в 910 л.с. (как прототип модификации MS.411), а на N-13 - 12Y51 мощностью 1100 л.с. (как прототип MS.408). Однако новые двигатели были еще далеки до совершенства. В итоге, в конце 1939-го с учетом первого боевого опыта подготовили еще два проекта модернизации MS.406, под названиями MS.409 и MS.410. Первый предусматривал поставить на "четыреста шестой" радиатор от MS.540. Второй же предполагал не только замену радиатора, но и модернизацию крыла с размещением четырех пулеметов MAC 1934 М39 с ленточным питанием и боезапасом до 500 патронов на ствол. Пулеметы оснащались подогревом и новой системой электропневмоспуска. Вводился более обтекаемый козырек фонаря, реактивные выхлопные патрубки (они обеспечивали прирост скорости 20-50 км/ч) и усовершенствованный прицел. Опытный образец MS.410 изготовили в марте 1940-го. ВВС сочли работу успешной и заказали переделать по новому образцу 500 истребителей. Приоритет отдавался машинам с новыми винтами «Ратье» 1607. Первые четыре "серийных" переделки подготовили к маю. До начала немецкого наступления на Западе успели выпустить лишь около 150 комплектов новых крыльев и частично переоборудовать до десятка самолетов.
Сначала переделку осуществляли сборочные заводы, а затем эту функцию передали военным мастерским в Клермон-Ферране. Ритмичности работы серьезно мешала острая потребность авиачастей в возмещении потерь, препятствовавшая отводу самолетов с фронта для модернизации. Ни один MS.410 не участвовал в боевых операциях во Франции в 1940-м. Часть изменений, намеченных для MS.410, внедрили на последних сериях MS.406, выпущенных в том же году, или на более ранних машинах непосредственно на фронте. Это новый прицел и увеличенная бронеспинка. На полевых аэродромах монтировали систему обогрева пулеметов и кабины выхлопными газами, зеркала заднего вида. Истребители, изготовленные в 1940-м, комплектовались ВИШ «Ратье» 1607 диаметром 3,1 м. Хотя ясно было, что самолет устарел, его выпуск продолжался, что обеспечивало быстрый количественный рост ВВС. Лишь в марте, когда удалось наладить сборку D.520 и расширить выпуск MB.151 и MB.152, его сняли с производства. MS.406 навсегда остался рекордсменом по массовости среди французских истребителей: вместе с MS.405 их построили 1098 штук. Этот самолет продолжал оставаться основным истребителем французских ВВС и в мае, когда немцы перешли в наступление. В боевых частях и резерве находилось тогда около 800 MS.406, еще 135 базировались в колониях. Всего на 1 мая имелось 1070 истребителей MS.405 и MS.406.
В подразделениях ПВО кое-где сохранялись и MS.405. Используя высокую маневренность "Морана", опытные летчики достигали иногда значительных успехов. Так, пилоты группы GCI/2 8 июня в бою с 11 Bf.109E сбили 9, потеряв только два своих MS.406. А 13 мая шестерка из GCII/2 за 20 секунд уничтожила шесть двухмоторных Bf.110. В общей сложности "Мораны" сбили около трети самолетов, потерянных немцами во французской кампании. Но это скорее за счет численности, чем из-за высокого уровня машины. Во всяком случае, в списке ведущих асов Франции того времени оказались лишь два пилота, воевавших на MS.406 - Ле Глоан и Ле Ниген с 11 подтвержденными и двумя неподтвержденными победами у каждого. MS.406 принадлежит и честь последней перед заключением перемирия с немцами победы - 24 июня был сбит разведчик Hs-126. Недостаток современных самолетов поля боя вынуждал французское командование использовать истребители в качестве штурмовиков. Эффективность MS.406, не имевшего бомбовой подвески и сильного вооружения, в этом качестве была невелика, а потери значительны. При таких операциях сильно пострадали группы GCI/6 и GCII/2. Достигнутые успехи вообще обошлись MS.406 недешево. Около 150 MS.406 было сбито и примерно 100 потеряны на земле. Особенно много самолетов погибло на земле во время массированных налетов немцев 10 мая. Группы GCII/ 7, GCII/6 , GCIII/2 потрепали настолько сильно, что их отвели для перевооружения на другие типы истребителей. Из всех французских истребителей "Моран" прочно удерживал первенство по относительным потерям. На один сбитый MS.406 приходилось 2,5 самолета противника. По иронии судьбы последний сбитый самолет в кампании мая-июня 1940-го тоже MS.406, пилота Пиве из морской эскадрильи АС5.
После капитуляции Франции в неоккупированной зоне насчитали 453 MS.406, включая и неисправные машины. Всего ими были укомплектованы пять групп во Франции, три - в Северной Африке и одна - в Сирии. По условиям соглашения с немцами, правительство маршала Петэна обязали резко сократить численность вооруженных сил. Это коснулось и авиации. В первую очередь расформировали части, вооруженные устаревшей техникой. Поэтому к сентябрю 1940-го на территории страны не осталось боевых групп на MS.406. "Мораны" сохранились в учебных частях, авиашколах и в колониях. Мастерские продолжали работу по переделке ремонтировавшихся самолетов под стандарт MS.410, но им уже не пришлось вступить в бой. А вот в колониях они еще немного повоевали. В январе 1941-го вспыхнул небольшой конфликт в Индокитае. Таиланд, уповая на поражение Франции в войне с Германией, попытался отхватить ряд приграничных районов Камбоджи, являвшейся тогда частью колонии Французский Индокитай. Там базировалась эскадрилья, вооруженная 20 MS.406C-1. При налете таиландских бомбардировщиков Ки.21 на аэродром Накорн-Ват произошел бой между четверкой "Моранов" и четырьмя истребителями прикрытия "Хаук" 75N. По таиландским данным, два MS.406 были сбиты, но французы это отрицают. Основным противником для истребителей правительства Виши стали бывшие союзники-англичане. В мае-июне 1941-го английские войска вместе с частями генерала де Голля начали наступление в Сирии и Ливане, тогда принадлежавших Франции. В Ливане (в Раяке) базировалась группа GCI/7. Англичане, имевшие значительный перевес в силах, частично уничтожили ее, а остатки сдались. Примерно такая же судьба постигла эскадрилью 2/565 на Мадагаскаре, где после высадки союзников в мае 1942-го и последующих боев от 17 MS.406 к ноябрю уцелело только три. В воздушных боях летчики эскадрильи сбили всего один палубный истребитель "Мартлет". В ноябре немцы захватили ранее неоккупированную часть Франции. При этом им достались 46 MS.406, сохранявшихся в учебных подразделениях, летных школах и в консервации. На этом боевая карьера "Моранов" во французских ВВС практически закончилась. Часть самолетов немцы продали союзникам-хорватам, вооружившим ими две эскадрильи, а часть использовали как учебно-тренировочные. Несколько MS.406, переживших войну, летали в летной школе в Бретиньи до 1947-го. После капитуляции в июне 1940-го некоторые машины сражались в рядах союзников. В общей сложности три MS.406 перелетели тогда на английские аэродромы в Египте и Палестине. Из них сформировали 2-е авиазвено "Свободной Франции", участвовавшее в боевых операциях в Северной Африке до апреля 1941-го.
Позднее, в июле, англичанам в виде трофеев досталась дюжина "Моранов" группы GCI/7. Их использовали при формировании французской авиагруппы "Эльзас", воевавшей против немцев, но уже на более современной технике. Значительно дольше прослужили MS.406 в ряде зарубежных стран. Первый заграничный заказ на эти истребители поступил в 1938-м из Литвы. При ознакомлении с машиной MS.405N-1 разбился пилот Микенас. Тем не менее, самолет был заказан. Экспортный MS.406L, отличавшийся приборами и радиооборудованием, испытывался весной 1939-го, но правительство Франции запретило их экспорт. Всю партию для Литвы привели к обычным стандартам и передали французским ВВС. В том же году поступила заявка на 12 самолетов из Китая, но в период мюнхенского кризиса контракт расторгли и построенные истребители реквизировали. Однако летом 1939-го дюжину MS.406 все-таки взяли со складов ВВС и отправили морем в Хайфон, откуда они должны были попасть в Китай по железной дороге. Фактически достигли Китая одна или две машины, да и то без пушек. Остальные, не успевшие до начала Второй мировой пересечь границу, задержали в Индокитае для усиления колониальной авиации. Все дальнейшие поставки осуществлялись из резервов ВВС. Польша в 1939-м заказала 160 самолетов, но ни один из них туда не попал. В ноябре, пользуясь заключенным англо-франко-турецким соглашением, затребовали партию MS.406 турецкие ВВС. 30 машин им поставили практически сразу и еще 15 - весной 1940-го. В Турции они служили до 1950-го. Греки заказали 25 MS.406 , но получили вместо них 9 MB.151. В апреле 1940-го 25 самолетов запросила Югославия, но отправить их не успели. Два года спустя правительство Виши продало 20 MS.406 в Болгарию.
В Швейцарии наладили собственное производство, точнее, его модернизированных вариантов MS.406H по лицензии. Самолет имел тот же мотор 12Y31 со втягивающимся радиатором, но отличался оборудованием и вооружением (два швейцарских пулемета калибра 7,49 мм с ленточным питанием в крыльях). Первый образец французского производства перегнали в Швейцарию в сентябре 1938-го. MS.406H выпускался в Швейцарии фирмой EFW с ноября 1939-го под обозначением D-3800. С апреля 1940-го он стал поступать в ВВС. В общей сложности ими укомплектовали четыре эскадрильи. D-3800 внешне отличался от MS.406 новой радиоантенной с мачтой на правой стороне капота, хвостовым колесом вместо костыля и реактивными выхлопными патрубками. До августа 1940-го изготовили 80 D-3800. В 1942-м из запчастей собрали еще две машины. С осени 1940-го EFW стала выпускать модификацию D-3801 с двигателем "3aypep"YS1 взлетной мощностью 1020 л.с., на базе опытного MS.408. На самолете с усиленным фюзеляжем появились неубирающийся радиатор, лобовое бронестекло. D-3801 стал немного тяжелее, но все равно выиграл в максимальной скорости (до 523 км/ч) и скороподъемности. Первый D-3801 сдали швейцарским ВВС в декабре 1940-го. Построили 100 таких самолетов. В 1943-м из запчастей собрали еще 10 истребителей. К этому времени даже модернизированный D-3801 уже не удовлетворял требованиям времени, но купить современные самолеты в условиях войны было негде, своих разработок подобного уровня не существовало и в сентябре 1944-го производство возобновили, изготовив еще 97 машин. После окончания войны D-3800 перевели в разряд учебных и эксплуатировали до середины 1950-х. Часть их переделали по образцу D-3801. После войны их переоборудовали в штурмовик, оснастив подкрыльной подвеской шести 80-мм ракет, новыми винтами и американскими радиостанциями. Последние из них дожили в частях резерва ВВС до мая 1959-го.
В 1943-м "Моран-Солнье" передала в Швейцарию чертежи MS.540. Это помогло швейцарским конструкторам создать модификацию D-3802 с мотором "Заурер" YS2 мощностью 1250 л.с. Первый опытный D-3802 поднялся в воздух в сентябре 1944-го. В начале 1945-го подготовили второй самолет, D-3802A с двумя пушками в крыле и одной, стрелявшей через втулку винта. ВВС Швейцарии заказали 100 таких машин, но получили только 10, эксплуатировавшихся до 1956-го. В одном экземпляре построили усовершенствованный D-3803, отличавшийся мотором YS3 в 1500 л.с., фонарем - "пузырем" кругового обзора и урезанными законцовками крыла. Машина совершила первый полет в мае 1947-го. Уже начиналась эра реактивной авиации, и в серию ее не передавали. Единственный изготовленный самолет, тем не менее, служил до середины 1950-х. Долго прожили "Мораны" в Финляндии. Первые MS.406 прибыли туда в декабре 1939-го, во время "зимней войны". По сравнению с уже имевшимися у финнов истребителями Фоккер D-XXI, Бристоль "Бульдог" IVA и Глостер "Гладиатор" I, французские машины представляли собой существенный шаг вперед. MS.406 вооружили эскадрилью HLeLv 28, вступившую в бой в феврале 1940-го. MS.406 в основном использовались финнами для прикрытия устаревших истребителей, применяемых как штурмовики. Иногда "Мораны" действовали против сухопутных войск, хотя у них не было не только бомбового вооружения, но и пушек. В 1941-м финское правительство дополнительно приобрело в Германии 27 трофейных "Моранов". Среди них были MS.406 и MS.410. На отремонтированные в Германии самолеты поставили немецкое оборудование, хвостовое колесо и дополнительную броню, защищавшую водорадиатор и пилота. Впоследствии финны по этому образцу модернизировали самолеты, уцелевшие после "зимней войны". Эти машины приняли участие в Великой Отечественной войне.
В начале ее "Мораны" имели определенные успехи, пока им противостояли устаревшие советские истребители. В 1942-м к ним добавились еще 30 "Моранов", проданных правительством Виши из резерва. Однако ценность их все время падала. Решено было усовершенствовать MS.406, используя советские двигатели М-105П в 1100 л.с. Последний так же, как 12Y31, являлся продуктом эволюции мотора 12Ycrs. В 1943-м в Германии закупили 200 М-105П, прошедших восстановительный ремонт на пражском заводе "Авиа", и к ним винты ВИШ-61П. Опытный образец модернизированного "Мерко Морани" ("Моран-оборотень"), изготовили на заводе в Тампере под руководством инженера А.Лакомаа. Лакомаа изменил мотоустановку и спроектировал новый капот, в который уступом снизу вписал маслорадиатор. Неубирающийся водорадиатор, более компактный, чем на D-3801 и MS.410, Лакомаа расположил как бы "вторым этажом" под масляным. В развале цилиндров сперва хотели поставить пушку ВЯ-23, затем немецкую MG 151/20, но в итоге остановились на советском пулемете УБК. Это мощное и надежное оружие позволяло сэкономить вес без существенного ущерба для огневой мощи и сохранить центровку, близкую к первоначальной. Кстати, УБК в Финляндии часто монтировали вместо S9 или HS 404 и на обычных MS.406. Опытный "Оборотень" показал на испытаниях существенный прирост летных данных. Хотя самолет потяжелел, максимальная скорость увеличилась до 525 км/ ч, значительно улучшилась скороподъемность, особенно на малых высотах, потолок поднялся с 9400 до 12000 м. Воодушевленные успехом, финны решили переделать по новому образцу все свои "Мораны".
С июня 1944-го "Оборотней" бросили в бой. А 4 сентября Финляндия заключила с СССР перемирие и начала боевые операции против своих бывших союзников - немцев. Переделка MS.406 в "Оборотни" велась до начала 1945-го, но маломощный заводик в Тампере, загруженный другими работами, смог за этот срок модернизировать только 15 машин. После заключения мирного договора ВВС Финляндии сильно сократились. Много самолетов, в основном устаревших типов, пошло на слом. Среди них были и MS.406. Однако некоторое количество "Оборотней" в роли учебно-тренировочных машин дожили в эскадрилье до 1952-го. MS.406 был неплохим самолетом, когда его спроектировали. Но длительное внедрение в производство обесценило тот выигрыш во времени, который получил Готье за счет принятых им компромиссных решений. Он оказался самолетом без перспективы, неспособным на долгую эволюцию. Тем не менее, за счет массовости он внес свой немалый вклад в историю воздушных войн.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

Модификация MS.406
Размах крыла, м 10.61
Длина, м 8.13
Высота, м 2.71
Площадь крыла, м2 17.10
Масса, кг
пустого самолета 1893
нормальная взлетная 2470
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 12Y 31
Мощность, л.с. 1 х 860
Максимальная скорость , км/ч 486
Крейсерская скорость , км/ч 320
Практическая дальность, км 900
Cкороподъемность, м/мин 667
Практический потолок, м 9850
Экипаж 1
Вооружение: одна 20-мм моторпушка HS-404 и
два 7,5-мм пулемета MAC 34


Литература

Крылья Родины. Владимир Котельников. След "Оборотня"
Крылья Родины. Александ Медведь. Моран, Циклон, Кертисс и другие "французы"
Крылья Родины. Андрей Хаустов, Александр Котлобовский. Солдат многих армий
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Morane Saulnier M.S.406
Monografie Lotnicze. Gaston Botquin. MS.406
Le Fana de L'aviation. Gaston Botquin. L'Epopee du Morane Saulnier 406
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!