Рефераты на тему Великой отечественной войныУчебное пособие: Европа от средневековья до Второй мировой войныNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Добавлено: 2012.10.22 Просмотров: 1242 СОДЕРЖАНИЕ: ЗАДАНИЕ 1 Каковы экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития стран Европы в средние века ? ЗАДАНИЕ 2 В чем, по вашему мнению, состоит историческая обусловленность эпохи просвещения. Охарактеризуйте национальные особенности Просвещения по странам ЗАДАНИЕ 3 Что вызвало Вторую мировую войну, какой была расстановка участвующих в ней стран, какие этапы она прошла и как закончилась ? ЗАДАНИЕ 1
Каковы экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития стран Европы в средние века ? Хронологические рамки периода средневековой цивилизации определяются историками неодинаково. Долгое время отечественные исследователи, рассматривая средневековье как время эволюции феодального способа производства, начинали эту эпоху с падения Западной Римской империи (476) и завершали ее началом английской буржуазной революции (1640). Зарубежные ученые, не опираясь на теорию формаций, принятую марксистской наукой, относили начало средневековой эпохи к VIII в., когда вследствие арабских завоеваний прервались торговые коммуникации в Средиземном море, действовавшие с античных времен, и окончательно установились натуральнохозяйственные отношения.
Проблемы общественных отношений в средневековой истории Одной из важных особенностей западноевропейской цивилизации является зарождение и развитие производственных отношений, основанных на земельной собственности. Феод — земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу, обязующемуся за владение феодом служить сеньору. В отечественной историографии долго было принято считать период с конца V до середины IX в. раннефеодальным, но в последние десятилетия авторы, продолжающие стоять на позициях формационного анализа, пришли к выводу, что точнее было бы рассматривать это время , как дофеодальный период, поскольку феодальные общественные отношения еще не стали господствующими. Отчуждение земельных владений в виде обмена или дарения приводило к складыванию условных форм земельного имущества, что являлось признаком зарождающихся феодальных отношений. Свободные люди часто передавали свои земельные участки в собственность монастырям и крупным магнатам, добиваясь их покровительства и стабильных условий существования. Во многих случаях представители церкви силой или обманом принуждали владельцев отказываться от земельных участков в пользу монастырей. Такой же практики придерживались королевские дружинники и должностные лица. При этом земледельцы продолжали обрабатывать свои наделы, но уже как находящиеся в их пользовании без права отчуждения, тогда как право собственности на землю концентрировалось в руках монастырей и светских землевладельцев. Таким образом, перераспределение земельной собственности в I тыс. происходило без отрыва непосредственного производителя — крестьянина — от земли как основного средства производства. Крупные земельные собственники не были заинтересованы в отделении производителя от условий его труда, они нуждались в рабочих руках для производства продуктов в своих складывающихся владениях. Все это вело к складыванию экономической основы нового общественного строя — вотчины как основной хозяйственной ячейки средневекового общества. Понятие вотчина нельзя смешивать с понятием феод. В вотчине воплощалась связь между феодалами и основными производителями — крестьянами, — выступающая прежде всего как экономическое отношение. Факт же передачи феода сеньором вассалу за службу предусматривал социально-политические отношения внутри сословной иерархии. Средневековая вотчина обладала двойственной структурой, разделяясь на господский домен (земля, занимающая до 1/3 всей вотчины) имансы — крестьянские наделы. На домене применялась барщина (отработочная рента), которая до XII в. оставалась в Западной Европе преобладающей формой эксплуатации. В условиях господства натуральнохозяйственных отношений средневековая вотчина смогла к началу XII в. реализовать заложенные в ней важные возможности: регулировать воспроизводство рабочей силы таким образом, что если в IX в. во Франции приходилось около 2.1 ребенка на семью (по данным Ю. Л. Бессмертного), то к началу XV в. в семьях в среднем выживало по 3,6 — 5 детей, а в зажиточных семьях — до 8 детей. Благоприятные демографические процессы, хотя и неравномерные (резкий спад численности населения имел место в XIV в. в связи с тяжелыми эпидемиями), создавали дополнительные жизненные ресурсы для дальнейшего динамичного развития цивилизации. В X в. началась реализация другой экономической потенции — внутренней колонизации земель, т. е. расчистки лесных массивов под пашни и осушение болот. «Эпоха великих расчисток» продолжалась и в XI в. Наконец, в рамках феодальной вотчины происходили первые этапы отделения ремесла от сельского хозяйства под непосредственным покровительством феодала, нуждающегося в услугах ремесленников для строительства замков и крепостных сооружений, производства металла, выделки оружия и доспехов. Созданный трудом производительного населения продукт превращался в железо и камень, а Европа, по выражению хрониста Рауля Глабера, «одевалась в белый наряд бургов» (городов). Итогом процесса развития и становления вотчин стала возможность европейской цивилизации выдержать в IX—X вв. испытания извне, отразить арабскую угрозу со стороны Пиренейского полуострова (битва при Пуатье в 732 г.), нападения норманнов, выходцев из Скандинавии, которые в начале X в. угрожали Парижу, вынудив предоставить им северо-западную часть Франции — Нормандию. Складывание новых отношений в области экономики вело к важным социально-политическим последствиям. К XI в. сложилась и получила религиозные санкции новая социальная структура общества, существенно отличающаяся и от первобытных порядков древних германцев, и от римских. Возникло деление общества на три сословия, не потерявшее своего значения до конца XVIII в. Церковь учила, что каждому человеку Господом отведено место в одном из трех сословий: молящихся (духовенство), воюющих (светские сеньоры — рыцари) и работающих (горожане и крестьяне). Права и обязанности каждого сословия передавались по наследству. Согласно этой модели горожане и крестьяне, хотя и входили в низшее сословие, признавались необходимыми членами общества и обладали определенными юридически закрепленными правами. Тем самым средневековое общество уважало их труд, отвергая свойственное античным нравам презрение к физической работе. Значимым социальным явлением средневековья стало формирование рыцарства и рыцарской культуры. Рыцари становились носителями особых ментальных цен-нЪстей: безудержной храбрости, воинственности, верности взятым на себя обязательствам, щедрости, преданности своему сеньору, стремления отомстить за оскорбление. Средневековая эпоха многое предопределила в развитии западноевропейской цивилизации во всех сферах общественной жизни. Но у исследователей нет полной ясности в вопросе о причинах и путях формирования производственных отношений. Мнения расходятся относительно времени складывания отношений личной зависимости. В Западной Европе не существовало системы крепостного права, подобной той, что была в России, поскольку крестьяне не исключались из правовых отношений, даже отношения лично зависимых крестьян с землевладельцами регулировались сначала поместным обычаем, а потом, когда была произведена его запись, поместным правом. Поэтому вряд ли следует абсолютизировать фактор классовой борьбы в феодальном обществе. До XIV—XV вв. между феодалом и крестьянином существовала экономическая взаимозависимость, исключающая масштабные проявления классовых противоречий. Город в системе цивилизации в X-XI вв. В средние века в Западной Европе происходит важнейший в ее истории процесс — урбанизация. Начинают расти и возрождаться старые города, оставшиеся со времен Римской империи, и возникать новые. Урбанизация стала следствием многих предпосылок. Маленькие городки, возникавшие в тени замков могущественных сеньоров, приносили им доход в виде пошлин с торговли и ремесел, штрафов и других платежей. Сеньор становился в городах, возникающих на его территории, главным судьей, возглавлял управление и назначал должностных лиц. Европейские города возникали на основе высокой степени отделения ремесла от сельского хозяйства. Первоначально города сохраняли связь с землей, бюргеры владели покосами, лугами, виноградниками, держали скот. Но по мере роста городов они отдалялись от сельскохозяйственных занятий и сосредоточивались на ремесле и торговле, обменивая ремесленные изделия на продукты питания. В городах стал формироваться особый экономический уклад — простое товарное производство, — отличающийся от феодальных отношений. Простое товарное производство — экономический уклад, при котором труженик в лице ремесленника является одновременно и собственником (мастерская, сырье, набор примитивных ручных инструментов, специализированные навыки и умения). В отличие от крестьянина ремесленника никто не наделял средствами производства, он не был объектом экономической зависимости, отличаясь большим статусом личной свободы. Не напрасно в Западной Европе бытовала поговорка: «Городской воздух делает человека свободным» и существовал обычай, по которому беглый крестьянин становился свободным, если ему удавалось скрываться внутри городских стен ровно один год и один день. Важной чертой простого товарного производства была органическая связь ремесленника с рынком, поскольку каждая изготовленная им вещь предназначалась для обмена на продукты питания или продажи. Византийские города не возникали заново на пустом месте, как и многие города Европы, они продолжали свое развитие с античных времен, сохраняя традиции полиса, основанного не на ремесле и торговле, а на земельной собственности. Византия в IV—VI вв. была страной городов: 12 млн населения проживали в 1200 городах. Такого уровня большинство европейских стран достигло только к концу XV—XVI вв. Наиболее крупными и богатыми городами являлись Константинополь, Александрия, Антиохия, Фессалоники. Константинополь был самым выдающимся городским центром в I тыс., его называли просто «Город» или «Мастерская вселенной». Ремесленники платили налоги золотом. Городские стены представляли собой вершину инженерного искусства: три ряда стен с 500 башнями делали Контантинополь неприступным. В последней четверти XV в. все это подготовило в Западной Европе новую эпоху — эпоху первоначального накопления капитала, создающую предпосылки для складывания буржуазных отношений. Элементы первоначального накопления капитала обнаруживали себя в свободных городах-государствах Италии во второй половине XIII—XIV вв. Для этой эпохи характерно накопление как таковое обогащение отдельных лиц, компаний и государств. В Западной Европе одним из распространенных видов накопления был ассоциированный капитал, концентрирующийся в торгово-банковских компаниях.
ЗАДАНИЕ 2
В чем, по вашему мнению, состоит историческая обусловленность эпохи просвещения. Охарактеризуйте национальные особенности Просвещения по странам. XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Мыслителей, ученых этого времени отличало стремление систематизировать и углубить знания о природе. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В XVIII в. в ведущих европейских странах уже имелись академии наук, выходили специальные научные издания, организовывались научные экспедиции. Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить провиденциатистские представления о мире научными, Новые идеи неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем. Просвещение — система историко-социологических взглядов на общество, в основе которой лежит антифеодальная направленность политических идеалов и решительный разрыв с теологическим объяснением истории. Просветители сделали смелую попытку создать научную картину общества, выявить законы общественного развития. Как возникло общество и государство? Ответ на этот вопрос дали политико-правовые учения, основанные на теории естественного права и концепции общественного договора. Они были разработаны нидерландскими мыслителями Г. Гроцием, Б. Спинозой, англичанами Дж. Локком и Т. Гоббсом. Согласно теории естественных прав, первоначально люди жили в безгосударственном, или в естественном состоянии. Каждому человеку согласно высшему закону природы были даны прирожденные неотчуждаемые права: жизнь, свобода, собственность. Все люди были равны в правах. Далее возникает вопрос, почему люди вышли из естественного и перешли в гражданское состояние? Каким образом возникло государство. Согласно концепции общественного договора, человек самостоятельно осознал необходимость учреждения государства, поскольку в естественном состоянии невозможно полностью обеспечить права человека: каждый человек — «сам себе судья» (Дж. Локк), интересы людей сталкиваются. Государство возникло в результате соглашения между людьми. Люди учредили государство — обязательную для всех власть — к передачи ее суверену, а сами стали его подданными. Суверен обязан гарантировать мир, порядок и прирожденные права.
Английское Просвещение. Особая роль Англии в истории европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политический программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632—1704), которым рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются по скрытому и молчаливому согласию, должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений. В XVIII в. в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ - Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ "Статус об устройстве королевства" вводил парламентаризм - ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665—1714). В тоже время королевская власть деградировала, и при Георге II (1683—1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат - палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии — тори и виги, созданные еще в XVII в. Большинство английских просветителей не проявляли склонности к абстрактному теоретизированию. В литературе они предпочитали лёгкие и подвижные жанры, старались облечь свои философские, экономические и политические идеи в форму занимательного рассуждения или сатирического обличения. На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоотношения с религией и церковью. Видные его деятели, за редким исключением, придерживались догматов христианства. Во многом это объяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это имело далеко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутствие в политической программе английских просветителей радикальных лозунгов и боевых призывов. Но это и понятно: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии ещё в начале XVIII в. В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители XVII в., он считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние, «состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью», а также «состояние равенства, при котором всякая власть как всякое право являются взаимными ». Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который предполагал перераспределение лишь властных функций и не влёк значительных перемен в положении людей. Государство должно было руководствоваться тем же «законом природы », который регулировал отношения людей в естественном состоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел специальный конституционный механизм, не допускавший превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и «федеративную» (которая ведала отношениями с другими государствами). Просвещение, безусловно, признавало и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение философа XVII в. Томаса Гоббса об эгоистической природе человека, которое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один из её создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей является производным от себялюбия. Во многом благодаря усилиям просветителей была создана рациональная модель отношений между людьми в практической жизни, соответствующая роли и значению гражданского общества. Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности. Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение политических собраний или встреч по интересам (например, в кафе). Детально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе отразила английская художественная литература XVIII в. Просветители во многом преуспели в стремлении привить широким слоям населения Англии свои ценности и идеалы. Значение этого в полной мере проявилось в ходе социально-политических бурь, пронёсшихся над Европой в конце XVIII - начале XIX вв. Англия оказалась островком стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн. Общие ценности, а также этика политического компромисса, разработанная, например, в трудах Болингброка, оказались более надёжным средством умиротворения общества, чем принудительная дисциплина, поддерживаемая силой. В этом и заключается один из основных уроков английского Просвещения.
Французское Просвещение. Идея нравственного возрождения общества политическими методами — придала особое своеобразие Французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712—1778), Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Вольтер (1634—1778), Дени Дидро (1783—1784) и др. Французское Просвещение во многом исходило из идей философов XVII в. Рене Декарта и Локка. Согласно разработанному Декартом рационалистическому методу познания, истина должна четко и ясно усматриваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло учение Локка об обществе и государстве. Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию потрясателей основ и радикалов. На самом деле в своих конституционных воззрениях многие из них не шли дальше принципов английского Просвещения. Вслед за Локком идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье. При этом он выступал не просто за разграничение функций между органами государственной власти, а за разделение властей как политических сил, каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой. Для развития просвещения второй половины XVIII в. во Франции характерен рост читателей и библиотек, Частные библиотеки стали обычным явлением, они были атрибутом хорошего тона. Если в первой половине XVIII в, владельцами библиотек были исключительно дворяне, то во второй половине века библиотеки собирали откупшики, чиновники, ученые, писатели, аптекари и др.
Просвещение Шотландии.
История общественной мысли в Шотландии XVIII в. — это история мучительных поисков выхода из унизительного положения, в котором, по убеждению многих просвещённых шотландцев, оказалась их родина. Философ Эндрю Флетчер, «отец» шотландского Просвещения, дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные, альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего долга перед отечеством. Просвещение в Шотландии опиралось на мощный интеллектуальный потенциал, которым располагали в середине XVIII в. университеты Эдинбурга, Глазго и Абердина. Среди преподававших там замечательных учёных выделяется философ, историк, экономист Дэвид Юм. Откликаясь на духовные запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро — это всё, что полезно людям. На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, объединявшего лучшие умы того времени. Адам Смит - выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. Смит считал, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме. По его мнению, люди воспитывают в себе чувство справедливости и вырабатывают навыки цивилизованного общения, лишь находясь друг с другом в отношениях производителя и потребителя. В своей теории Смит отводил рынку ту же функцию, которую английские просветители отдавали правовому государству или цивилизованному общению, — функцию социализации эгоизма. Интерес просветителей к экономической теории отражал общее повышение престижа хозяйственной деятельности. Однако в шотландском обществе длительное время сохранялось недоверие к свободной игре рыночных сил. Потребовалось время, чтобы шотландские просветители избавились от страха перед рыночной стихией. Новое их поколение, вступившее в пору зрелости ближе к концу XVIII в., уже не уповало на поддержку правительства или парламента. Для них образцом гражданского поведения являлся специалист в какой-либо области профессиональной деятельности, знания и усердие которого приносили обществу ощутимую пользу.
Германское Просвещение.
Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление уже в силу политической раздробленности страны и разнообразия местных условий. Распространению новых веяний способствовала интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами, стремились прославиться меценатством. Почёт, которым была окружена в Германии французская культура, также способствовал проникновению просветительских идей. Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король Фридрих Великий. Не без старания властей одной из характерных черт Просвещенный абсолютизм России.
В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. — время правления императрицы Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки. На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. "Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, — писала она еще до воцарения, — слава страны — моя собственная слава". Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпохой Просвещения. ЗАДАНИЕ 3
Что вызвало Вторую мировую войну, какой была расстановка участвующих в ней стран, какие этапы она прошла и как закончилась ? В первой половине XX столетия человечество пережило две большие войны: первая в основном развернулась в Европе, хотя ее удостоили звания мировой войны, а вторая была действительно мировой. Мировые войны XX столетия явились отражением коренных перемен, происшедших в мире, одним из последствий самого процесса развития цивилизации. Две войны XX в. приобрели мировой масштаб и фактически поставили на грань гибели мировую цивилизацию. Причины мировых войн носят глобальный характер и взаимосвязаны с кризисным coстоянием западной цивилизации, которое фактически продолжалось всю первую половину XX в.
1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война (1939—1945) — самый крупный вооруженный конфликт в истории человеческой цивилизации. В войне приняло участие 64 государства мира, в армии воюющих стран было призвано 110 млн. чел. Театром военных действий стали все океаны, Европа, Азия, Африка и Океания. Война стала действительно мировой. Людские потери в результате войны поражают своими масштабами. С учетом все уточняющихся данных о потерях СССР число погибших, составило свыше 60 млн. чел. Около половины погибших — гражданское население. Причины второй мировой войны — один из вопросов, наиболее активно изучавшихся и многократно обсуждавшихся историками. Однако и по сей день нет единственно правильного для всех ответа. В общем, учитывая различные точки зрения, можно сказать, что главная причина второй мировой войны заключалась в скрытом противоречии между теми государствами, которых более или менее удовлетворяло устройство мира, и теми, кто желал его изменить. Отчасти это было наследием первой мировой войны. Среди европейских государств, желавших изменения мирового устройства, лидерство несомненно принадлежало Германии, где в 1933 г. к власти пришли национал-социалисты. На Дальнем Востоке аналогичную позицию занимала Япония. По форме вторая мировая война, как и первая, была войной между суверенными государствами. Тем не менее эта война, несомненно, была также борьбой убеждений. Немцы сознательно боролись за принципы и практику национал-социализма: расовое превосходство немцев, деградация всех остальных народов и физическое истребление некоторых из них. Противники Германии боролись за уничтожение всего того, что отстаивал нацизм. Начав с цели национального освобождения, они с неизбежностью пришли к идее восстановления демократии. Можно сказать, что вторая мировая война — это идеологическая война между диктатурой и демократией. Поэтому, определяя характер второй мировой войны, следует отметить, что все те, кто вел борьбу с национал-социализмом, вели борьбу справедливую и праведную, вне зависимости от того, каков был вклад в победу и мотивы этой борьбы для каждого из его участников. Вторую мировую войну в гораздо большей степени, чем первую, следует считать тотальной войной. Тотальная война — война с максимальным напряжением моральных, экономических, военных средств, использованием не только вооруженных сил, но и всех доступных методов политической борьбы с предельной жестокостью, вплоть до уничтожения целых народов.
Хронологически вторую мировую войну можно разделить на три больших периода.
Первый период, с 1 сентября 1939 г. до июня 1942 г., — период расширяющегося масштаба войны при сохранении превосходства сил агрессоров. К лету 1942 г. Германия и ее европейские союзники оккупировали всю Европу, за исключением Великобритании и нейтральных стран. Войска вермахта дошли до Волги на востоке, контролировали значительную территорию в Северной Африке. Народы западноевропейских стран столкнулись с пресловутым нацистским «новый порядком», а население захваченных территорий Советского Союза испытало на себе все ужасы оккупационной политики третьего рейха. Нападение Германии на СССР положило начало формированию антигитлеровской коалиции. В августе 1941 г. была подписана Атлантическая хартия, ставшая одним из основных документов антигитлеровской коалиции, провозглашенные в ней демократические принципы легли в основу будущего мира. Второй период, с июня 1942 г. по январь 1944 г., — это время перелома в ходе войны, когда инициатива и превосходство в силах переходят в руки стран антигитлеровской коалиции. В этот период в мае 1943 г. итало-германские войска капитулировали в Северной Африке, союзники подписали перемирие с итальянскими войсками, и правительство Бадольо, контролирующее юг Италии, объявило Германии войну. Летом 1943 г. завершился перелом и на советско германском фронте. Сталинградская и Курская битвы означали окончательный переход инициативы в руки Красной Армии. Переломился и ход битвы за Атлантику. Союзники на конференции в Тегеране в 1943 г. приняли решение об открытии второго фронта в Северной Франции. Третий период, с января 1944 г. до 2 сентября 1945 г., — заключительный этап второй мировой войны, в ходе которого достигнутое превосходство стран антигитлеровской коалиции было реализовано в разгроме армий противника, когда обозначился кризис правящих режимов государств-агрессоров и наступил их крах. Последствия второй мировой войны — миллионы жертв, подорванная экономика, — заставили активизироваться жизнеспособные силы цивилизации. Об этом свидетельствуют следующие факты создание Организации Объединенных Наций, противостоящей тоталитарным тенденциям в развитии, имперским амбициям отдельных государств; акты Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, наказавших главарей преступных режимов; широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов о запрете оружия массового уничтожения. Победа над фашизмом упрочила позиции демократии, обеспечила путь к медленному выздоровлению цивилизации. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |