Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Supermarine Spitfire Mk.IX - Истребитель, Великобритания, 1942
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



Авиация Второй Мировой войны

Supermarine Spitfire Mk.IX - Истребитель, Великобритания, 1942


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2012.10.22
Просмотров: 1392

Разработчик: Supermarine
Supermarine Spitfire Mk.IX - Истребитель, Великобритания, 1942Страна: Великобритания
Первый полет: 1942
Тип: Истребитель

В английских ВВС устаревшие Spitfire Mk.VB постепенно заменяла целая гамма новых модификаций, одной из которых был Spitfire Mk.IX. На вооружение британской авиации он поступил в июне 1942 г. По первоначальному замыслу "девятка" являлась переходной моделью от "пятерки" к более усовершенствованным вариантам VII и VIII и представляла собой простейшую адаптацию старого планера под новые моторы так называемой "60-й серии", отличавшейся двухступенчатым нагнетателем Однако машина получилась настолько удачной, что стала такой же массовой, как и модификация V. Отличительным внешним признаком этой модели стали два одинаковых по размеру радиатора под правой и левой плоскостями. Прежде справа находился большой гликолевый радиатор, слева - маленький масляный.
Беспоплавковый карбюратор и металлическая обшивка элеронов на "девятке" практически сняли ряд ограничений при выполнении энергичных боевых маневров. Несмотря на несколько увеличившийся радиус виража, "девятка" выполняла его даже быстрее, чем "пятерка". Конструктор Дж. Смит, возглавивший работу над Spitfire после смерти Митчелла, одновременно с этим усилил стойки шасси и несколько выдвинул колеса вперед. Удалось значительно улучшить и основные летные характеристики, особенно на больших высотах. По скороподъемности Spitfire IX в 1943-1944 гг. не имел себе равных среди серийных поршневых истребителей.
"Девятка" выпускалась в двух вариантах: с крылом типа С (как у Spitfire VC), в котором могли стоять две пушки и четыре 7,69-мм пулемета или четыре пушки, и с так называемым "универсальным" крылом типа Е, позволявшим монтировать вооружение либо из четырех пушек, либо из двух 12,7-мм пулеметов Браунинг М2 (на заводах обычно устанавливали последнюю комбинацию). Большинство "девяток" построили с крылом Е. Позднее они составили большую часть машин, присланных в СССР.
Надо сказать, что эволюция вооружения Spitfire протекала в том же направлении, что у нас и в Германии - скорострельные пулеметы винтовочного калибра повсеместно вытеснялись крупнокалиберными и авиационными пушками.
С февраля 1944 г. Spitfire IX начали отправляться в Советский Союз. Первые шесть "девяток" прибыли в Басру на транспорте "Сити оф Истборн". Это были старые, прошедшие ремонт машины. Шли они через Ирак и Иран и наши северные порты. Потом начали прибывать и новые, прямо с заводов, самолеты. Поставки "спитфайров" завершились уже после окончания войны в Европе: судно "Саннитиан" пришло 12 июня 1945 г. в Молотовск (Северодвинск) с 53 "девятками" на борту.
Всего в нашу страну ввезли 1185 Spitfire IX, из них 1183 типа LF IX (низковысотный вариант) и два HF IX (высотных). HF и LF отличались моторами, представлявшими собой разные модификации Merlin 60. На LF обычно были двигатели марки 66, а на HF - 70. Распространенное мнение о том, что внешним признаком низковысотных машин являлись урезанные законцовки крыльев, ошибочно. Короткие законцовки имели далеко не все Spitfire LF IX. Кроме того, даже к истребителям с "урезанным" крылом придавались комплекты нормальных законцовок. Поздние "девятки" имели более широкий и заостренный сверху руль поворота и дополнительный бензобак в фюзеляже. Стандартным стал противопыльный фильтр Аэро-Ви, располагавшийся на всасывающем патрубке карбюратора.
Среди LF IX весной 1945 г. прибыли и девять внешне неотличимых от них самолетов модификации LF XVI с американскими моторами Merlin 266. Эти двигатели выпускались в США по лицензии Роллс-Ройс фирмой Паккард и несколько отличались от английского прототипа, в первую очередь, комплектацией иными агрегатами.
Spitfire IX разных вариантов были досконально изучены в НИИ ВВС. Первый из них, типа LF IX, испытывался там в сентябре 1944 г. Испытания показали, что "девятка" со своим мощным и высотным мотором имеет значительно больший практический потолок, чем все отечественные серийные истребители. Даже LF уверенно набирал высоту 12500 м, а HF поднимался до 13 100 м, что было на 2450 м больше, чем у Як-9У и на 2350 м - чем у Ла-7. Spitfire IX превосходил указанные самолеты и по скороподъемности, и по вооружению. Имеющееся на английском самолете оборудование также выделяло его в лучшую сторону.
Но на малых и средних высотах "девятка" серьезно уступала отечественным истребителям. Например, в скорости у земли проигрывала Ла-7 целых 100 км/ч. Поэтому использование "спитфайров" на фронте признали нецелесообразным. Большую часть их направили в полки ПВО.
С лета 1944 г. LF IXC и LF IXE получили 26-й и 27-й гвардейские полки под Ленинградом, 16-й и 177-й полки в Подмосковье, 767-й под Мурманском и многие другие. К концу 1944 г. в нашей ПВО уже находилось 297 "девяток".
Сведения о каком-либо боевом применении "спитфайров" IX в Союзе практически отсутствуют. Известен лишь один боевой эпизод. 8 марта 1945 г. под Ленинградом летчики В. Рыбин и А. Федотов (из 11-го и 102-го гвардейских полков) на Spitfire LF IX перехватили и сбили шедший на большой высоте немецкий разведчик Ju88. Сбитый самолет относился к одной из последних модификаций (S или Т), имевшей на моторах устройства для форсирования мощности. Для других типов истребителей этот Юнкерс был неуязвим.
Одним из недостатков Spitfire IX как перехватчика было отсутствие у него средств для навигации и обнаружения целей в условиях плохой видимости. В 26-м гвардейском авиаполку ПВО в конце войны на двух машинах поставили телевизионную систему РД-1. На ее экран в кабине истребителя передавалось изображение с трубки наземной радиолокационной станции, с нанесенной схемой местности. Летали на этих самолетах командир полка подполковник В. Мациевич и капитан Н. Щербина, но ни одного случая возможного перехвата и атаки им не представилось.
В связи с наличием под Ленинградом большого количества истребителей типа Spitfire одна из авиарембаз изготовила там двухместный учебный вариант этой машины - Spitfire IX УТИ. Spitfire IXУ делали также мастерские в Тбилиси.
Некоторое количество "девяток" попало в морскую авиацию, в частности в ВВС Черноморского флота.
После войны "спитфайры" еще несколько лет служили советской авиации - до 1947-1948 гг. (кое-где и до 1951 г.), когда уже начался переход на реактивную технику. Машина высоко ценилась летчиками, в первую очередь за простоту в пилотировании. Хотя модификация IX сохранила ряд наследственных пороков своих предшественников, таких как малый противокапотажный угол, неустойчивое шасси с узкой колеёй, не очень хороший обзор назад, с ними постепенно свыкались и научились компенсировать. Важную роль сыграла "девятка" в послевоенные годы как учебный высотный истребитель. Летчики осваивали на ней практику полетов на больших высотах перед переходом на реактивные истребители.
25 сентября 1945 г. из кабины двухместного Spitfire парашютист-испытатель В. Романюк совершил рекордный прыжок с высоты 13 108,5 м. Не раскрывая купола, он падал 107 с, а затем благополучно приземлился. Spitfire в этом полете пилотировал А. Прошаков. Однако радость установления мирового рекорд была омрачена: в этот же день на аэродроме Подольска с такого же Spitfire высотном прыжке разбился Н. Амитаев из-за разрыва трубки кислородного npибора..
Хотя Spitfire не оставил заметного следа на фронтах Великой Отечественной войны, однако в конце ее и в первые послевоенные годы он стал незаменимым в роли высотного перехватчика ПВО.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

Модификация Spitfire LF IXE Spitfire HF IX
Размах крыла, м 11.23 11.23
Длина, м 9.47 9.47
Высота, м 3.86 3.86
Площадь крыла, м2 22.48 22.48
Масса, кг
пустого самолета 2256 2256
нормальная взлетная 3351 3338
Тип двигателя 1 ПД Merlin 66 1 ПД Merlin 70
Мощность, л.с. 1 х 1575 1 х 1585
Максимальная скорость , км/ч
у земли 529 514
на высоте 642 662
Крейсерская скорость , км/ч 607 622
Практическая дальность, км 700 720
Максимальная скороподъемность, м/мин 1390 1190
Практический потолок, м 12650 13100
Экипаж 1 1
две 20-мм пушки (280 патронов)
два 12.7-мм пулемета (500 патронов)


Литература

Крылья Родины. Владимир Котельников, Дмитрий Хазанов. Неизвестные "спитфайры"
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Огневержец, вспыльчивый, злюка
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
C.F.Andrews, E.B.Morgan. Supermarine Aircraft Since 1914
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Vaclav Nemecek. Vojenska letadla
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighters
Jane's Fighting Aircraft of World War II
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!