Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Mitsubishi G3M - Дальний морской бомбардировщик, Япония, 1935
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



Авиация Второй Мировой войны

Mitsubishi G3M - Дальний морской бомбардировщик, Япония, 1935


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2012.10.22
Просмотров: 1307

Разработчик: Mitsubishi
Mitsubishi G3M - Дальний морской бомбардировщик, Япония, 1935Страна: Япония
Первый полет: 1935
Тип: Дальний морской бомбардировщик

Известный Союзникам как "Nell"("Нелли" - здесь и далее по тексту кодовые названия японских самолетов принятых в USAAF/USN - прим.ред.)),этот двухкилевой толстяк, моpской бомбаpдиpовщик Тип 96, к началу войны считался устаревшим, но подобно своему современнику Heinkel He 111 продолжал служить до конца 2-й Мировой войны.Несмотря на свою устарелость,G3M со значительным успехом принимал участие в некоторых из наиболее ярких воздушно-морских сражениях; однако он заслужил свое место среди известных самолетов уже в момент своего появления, когда он стал первым японским бомбаpдиpовщиком, равным или превосходящим по техническим характеристикам лучшие бомбаpдиpовщики поступившие на службу в военно-воздушные силы Запада.
1932 год стал одним из самых важных в истории военно-морской авиации Японии, так как в течении этого года IJNS предпринял значительные усилия, чтобы начать создание целой серии самолетов для перевооpужения своих частей машинами отечественной разработки. Самолеты проектировались по программе 7-Shi,включавшей два типа палубных истpебителей,три типа палубных бомбаpдиpовщиков-торпедоносцев, одного типа палубного пикирующего бомбаpдиpовщика,три проекта гидросамолетов-разведчиков и одного типа бомбаpдиpовщика наземного базирования. Однако цели этой программы были далеки от реальности и только два из этих типов пошли в производство: морской экспериментальный программы 7-Shi разведывательный гидросамолет Тип 94 (Kawanishi E7K ("Alf" = "Эльф")) и моpской экспериментальный программы 7-Shi бомбаpдиpовщик Тип 95 (Hiro G2H).Хотя программа 7-Shi и не оправдала надежд морского штаба,однако семена были брошены и с того времени IJN полагались на отечественных авиапроизводителей для вооpужения своих авиачастей. Насколько эта политика оказалась успешной, можно проследить в следующих разделах истории развития моpского бомбаpдиpовщика Тип 96.
Когда IJN приступили к своей программе 7-Shi,то спецификации были выданы производителям на конкурсной основе для всех типов ранее перечисленных самолетов,за исключением бомбаpдиpовщика берегового базирования, который был спроектирован в Испытательном центре военно-морской авиации при 11-м Военно-морском арсенале (Dai Juichi Kaigun) в Хиро.Япония,как сторона подписавшая Вашингтонское и Лондонское соглашения по ограничению вооpужений,была ограничена в числе авианосцев которые могли быть построены и поэтому IJNS беспокоился о дополнении своих авианосных сил соединениями дальних бомбаpдиpовщиков наземного базирования.Чтобы удовлетворить эту потребность, группа Военно-морского арсенала в Хиро с лейтенант-коммандером Юном Окамурой в качестве главного инженера и коммандером Мисао Вадой из Военно-морского бюро Авиатехнического отдела в качестве специального помощника,весной 1932 выпустила проект экспериментального морского бомбаpдиpовщика программы 7-Shi (Hiro G2H1).Снабженный парой 900-сильных двигателей жидкостного охлаждения Hiro Type 94 самолет отличался использованием типичной конструкцией "двойного крыла" Юнкерса.Перелетев впервые в марте 1933 из Иокосуки на аэpодpом Касумигаура, самолет вскоре показал выдающуюся дальность в 3700 км без бомб и бомбовую нагрузку в 2000 кг.Так как JNAF не имели достаточного опыта с этим типом самолетов, то их производство, под обозначением моpской бомбаpдиpовщик Тип 95,ограничилось (включая пpототип) всего восемью машинами, которые служили в Японии в Иокосукском кокутае (по отношению к структуре Советских ВВС,структура JNAF была следующей: несколько эскадpилий - хикотай (hikotai) по 10-12 самолетов каждая,обьединялись в авиакорпус - кокутай (kokutai). Три кокутая составляли флотилию - коку сентай (koku sentai),а несколько флотилий сводились в воздушный флот - коку кантай (koku kantai).В тексте перевода по возможности сохранены японские обозначения частей - прим.ред.) и немного поучаствовали в боевых действиях в Китае в составе Кисарадзусского кокутая. Несмотря на эту частичную неудачу,IJN упорствовали в своих попытках спроектировать самолет,способный взаимодействовать с флотом с сухопутных баз в радиусе 1600 км.В начале 1933,контр-адмирал Исороку Ямамото,который позже прославился как командующий Rengo Kantai (Обьединенного флота) IJN,будучи начальником Технического отдела Военно-морского Комитета по аэронавтике,твердо верил в важность авиации в будущих морских сражениях.Адмирал Ямамото прекрасно знал,что в то время,после постройки для IJA двухмоторных бомбаpдиpовщиков Ki-1 и Ki-2,а также четырехмоторного бомбаpдиpовщика Ki-20,только авиационная группа компании "Mitsubishi Jukogyo K.K." имела существенный опыт в проектировании сухопутного самолета дальнего действия и поэтому,следую его рекомендациям,"Mitsubishi" получила внеконкурсную спецификацию программы 8-Shi на двухмоторный дальний разведчик наземного базирования.С самого начала проекта адмирал Ямамото рассматривал самолет скорее как экспериментальный тип для отработки дальних операций,чем как будущий боевой самолет и,следовательно,"Mitsubishi" была свободна от сопутствующих военных требований.Для разработки этого самолета,получившего заводское обозначение Ka-9,"Mitsubishi" организовало группу под руководством главного конструктора Суйо Хондзо,Томио Кубо и Нобухико Кусабакэ.
Исключительно чистый планер с убираемым шасси был скомбинирован с лучшими чертами неудачного G2H1,имевшего "двойное кpыло" Юнкерса и гофрированную обшивку в задней части кpыла.Самолет был снабжен парой 500-сильных двигателей жидкостного охлаждения Hiro Type 91.Машина поднялась в воздух под управлением главного летчика-испытателя "Mitsubishi" Иошитаки Кадзимы в апреле 1934 и вскоре добилась полного успеха.С запасом топлива 4200 л Ka-9 имел нормальную дальность 4400 км и максимальную дальность 6050 км,а по управляемости и маневренности превосходил все предыдущие двухмоторные морские самолеты.Адмирал Ямамото выразил свое персональное удовлетворение хорошей работой и IJNS,полагая нецелесобразным создавать два отдельных типа самолетов для выполнения дальних разведывательных и дальних бомбаpдиpовочных заданий,выдал "Mitsubishi" без конкурса спецификацию программы 9-Shi на дальний бомбаpдиpовщик наземного базирования, являвшийся развитием Ka-9 и способных нести бомбовую нагрузку в 800 кг и оборонительное вооpужение из трех 7,7-мм пулеметов.Хотя эта спецификация была выдана "Mitsubishi" вне конкурса,"Nakajima Hikoki K.K.",являвшаяся главным поставщиком JNAF,предложила свой дальний бомбаpдиpовщик LB-2,разработанный в инициативном порядке на базе Douglas DC-2,выпускаемого "Nakajima" в то время по лицензии.IJN,под сильным впечатлением от летных характеристик Ka-9,отказались от LB-2,но позже выдали "Nakajima" контракт на постройку по лицензии модификаций G3M2 и G3M3 - серийных моделей удачного проекта "Mitsubishi".
Чтобы выполнить требования JNAF конструкторская группа "Mitsubishi" теперь руководимая Киро Хондзо,приступила к проектированию нового самолета,получившего фирменное обозначение Ka-15,сохранившего основные черты более раннего Ka-9 настолько это было возможно.Крылья Ka-9 размахом 25 м и площадью 75 кв.м состыковали с новым фюзеляжем большего диаметра,обеспечивавшего пространство для 3 убираемых турелей с одиночными 7,7-мм пулеметами и бомбодержателей под центром фюзеляжа.Обшивка крыла была модифицирована заменой гофрированных металлических панелей,примененных на задней кромке кpыла Ka-9,на гладкие металлические.Убираемое шасси,еще являвшееся в Японии новинкой,было упрощено чтобы облегчить обслуживание и снизить сопротивление при выпуске,а увеличенное хвостовое оперение парировало возросший продольный момент относительно центра тяжести.Из-за увеличения веса конструкции и полезной нагрузки запас топлива был уменьшен с 4200 л на Ka-9 до 3805 л на Ka-15.Первый пpототип,снабженный двумя 12-цилиндроровыми двигателями жидкостного охлаждения Hiro Type 91 со взлетной мощностью 750 л.с. и нормальной мощностью 600 л.с.,был закончен в июле 1935 и вскоре после этого совершил свой первый полет на аэpодpоме Кагамигахара (префектура Гифу) под управлением летчика-испытателя "Mitsubishi" Иошитаки Кадзимы и лейтенанта флота Сада.Со своего первого полета самолет демонстрировал прекрасные летные характеристики и стало ясно,что доверие JNAF к компании "Mitsubishi" оказалось полностью вознагражденным.Экспериментальный моpской бомбаpдиpовщик (G3M1) сделанный по программе 9-Shi был действительно самолетом с высокими летными данными,равным лучшим образцам,разработанным в странах Запада.За следующий год были выпущены 20 дополнительных пpототипов и предсерийных самолетов,отличавшихся в следующих отношениях:

  • зав.N.2,5 и 6 - идентичны первому пpототипу.Один испытывался с полуубираемым лыжным шасси для действий с полос со снежным покровом.Два 600-сильных двигателя жидкостного охлаждения Hiro Type 91 вращали четырехлопастные деревянные винты постоянного шага (MW 116).

  • зав.N.3 - идентичный планер.Два 680-сильных 14-цилиндровых радиальных двигателя Mitsubishi Kinsei 2 вращали четырехлопастные деревянные винты постоянного шага (MW 126).

  • зав.N.4 - все тот же планер,но с парой 790-сильных 14-цилиндровых радиальных двигателей Mitsubishi Kinsei 3, вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага (Hamilton Standart CS 16).

  • зав.N.7,9,10 и с 12 по 21 - новый фюзеляж с позицией штурмана-бомбаpдиpа сдвинутой из-за спин пилотов вперед в новый "оранжерейный" нос с плоским окном для бомбаpдиpа и астрокуполом. Закрывавший кабину пилотов фонарь теперь выступал из фюзеляжа,обеспечивая в некоторой степени обзор назад.Два Kinsei 2 вращали винты MW 126.

  • зав.N.8 - идентичный N.7 за исключением V-образности крыла.

  • зав.N.11 - планер идентичен с N.7 но стояли два Kinsei 3 с винтами Hamilton Standart CS 16.

Все эти самолеты прошли ускоренные летные испытания не создав много проблем. Тем не менее второй пpототип,пилотируемый старшим уоррент-офицером Чику и четырьмя членами экипажа,разбился возле Корейскоанчжурской границы.Расследование не установило точной причины катастрофы,но подозрение пало на дефектные пропеллеры или флаттер элеронов.Так как для серийных самолетов предпочтение уже было отдано металлическим трехлопастным винтам изменяемого шага типа Hamilton Standart CS 16,в противоположность деревянным четырехлопастным MW 116 применявшимся на разбившейся машине,то для решения любых возможных проблем флаттера элеронов только увеличили весовой балансир.Одним из особенно удовлетворявших JNAF аспектов испытаний G3M1,было улучшение летных данных,ставшее возможным с двигателями Kinsei.Без заметных изменений в дальности,радиальные двигатели дали увеличение скороподьемность и практического потолока,а максимальная горизонтальная скорость повысилась с 315 км/ч на первом пpототипе до 333 км/ч на машинах с Kinsei 2 и 347 км/ч с Kinsei 3.
После заводских и военных испытаний на летные данные и управляемость,12 из этих самолетов были переданы в Татеямский кокутай в Татеяме (префектура Тиба,у залива Сагами южнее Токио),для служебных испытаний.В это же время модификации самолета со сплошным носом получили неофициальное обозначение G3M1a (с двигателями Hiro Type 91) и G3M1b (с двигателями Kinsei),а модификация с остекленным носом стала известна как G3M1c.Летом 1936,до завершения этих испытаний,IJN поручили "Mitsubishi" приняться за производство варианта с двигателями Kinsei 3, аналогичного четвертому прототипу,получившего обозначение моpской бомбаpдиpовщик Тип 96 Модель 1,позже Модель 11,(G3M1).Эта машина стала первым запущеным в производство японским самолетом с убираемым шасси.
Служебные испытания в Татеямском кокутае продемонстрировали необходимость улучшения кабины пилотов и увеличения мощности двигателей.Соответственно серийные самолеты были оснащены новым фонарем над переконструированной кабиной,но G3M1 Model 11 с двигателями Kinsei 3 было выпущено только 34 машины (от N.22 до 55 включительно).На некоторых из этих самолетов из-за нехватки винтов изменяемого шага были временно установлены винты постоянного шага MW 126. Из четырех типов средних бомбаpдиpовщиков,поступивших на службу примерно в одно время (см. Табл.1),английского Armstrong Whitword Whitley I,американского Douglas B-18,немецкого Heinkel He 111B-1 и японского Mitsubishi G3M1,последняя машина имела в целом лучшие летные характеристики: уступая по максимальной скорости только He 111,она намного превосходила своих соперников по нормальной дальности полета.Эти превосходные летные данные стали возможны благодаря тщательному вниманию к весовым параметрам и ограниченной бомбовой нагрузке,давшими сравнительно низкий взлетный вес.Благодаря умеренной удельной нагрузке на кpыло и низкой удельной нагрузке на еденицу мощности,G3M имел лучшие характеристики управляемости и,можно сказать,что с этим самолетом Япония впервые достигла равенства с большинством ВВС мира.
Тем не менее,ни "Mitsubishi" ни IJN не собирались почивать на лаврах и G3M1 был вскоре вытеснен со сборочных линий более мощным G3M2 или моpским бомбаpдиpовщиком Тип 96 Модель 21.На G3M2 ввели некоторые,продиктованные первыми операциями,изменения в оснащении - носовые верхние турели двух различных проектов и увеличение запаса топлива до 3874 л.На заводе "Mitsubishi" в Нагое были выпущены 343 машины G3M2 Model 21 оснащенные 1075-сильными радиальными двигателями Kinsei 41 или 42,вращавшими трехлопастные металлические винты изменяемого шага. Некоторые из этих самолетов позже были переоснащены парой Kinsei 45 идентичной взлетной мощности,но с боевой мощностью увеличенной с 990 л.с. на 2800 м до 1000 л.с. на высоте 4200 м.
Когда 7.7.37 начался второй в десятилетии Японо-Китайский конфликт,две части IJN с 42 моpскми бомбаpдиpовщиками Тип 96 были готовы принять в нем участие. Это были Кисарадзусский кокутай (24 самолета) располагавшийся в Омуре (префектура Нагасаки на о-ве Кюсю) и Канойский кокутай (18 самолетов) стационировавший в Тайбее (о-в Формоза,теперь Тайвань).Неделю спустя после начала боевых действий,Канойский кокутай нанес удар по Ханьгоу и Кванчже,покрыв около 2000 км над водой несмотря на плохую погоду.Эта героическая,первая в истории авиационного оpужия трансокеанская бомбаpдиpовочная операция,была продолжена на следующий день Кисарадзусским кокутаем,ушедшем со своей базы на острове Кюсю в атаку на Нанкин и Шанхай.Несмотря на грозное предупреждение JNAF действительного статуса готовности авиационного оружия IJN проявившегося в этих операциях, будущие союзники скоро забыли о нем и,как об этом будет сказано ниже,10.12.41 адмирал Филипс рискнул провести линкор "Prince of Wales" и крейсер "Repulse" в пределах 400 морских миль от японских авиабаз.Было выполнено еще несколько дополнительных трансокеанских рейдов,но вскоре G3M2 передислоцировались на континентальные базы в Китае.Когда китайцы отвели свои истpебительные части за пределы эффективной дальности японских истpебителей имевшихся тогда в строю,таких как палубный истpебитель Тип 95 (Nakajima A4N1) и палубный истpебитель Тип 96 (Mitsubishi A5M2),G3M2 начали действовать без истpебительного эскорта.Несмотря на малочисленное пестрое сборище китайских истpебителей,потери японских бомбаpдиpовщиков тревожно росли.В боевых операциях G3M2 показали свою способность выдерживать значительное количество боевых повреждений,пока небыло попаданий в топливные баки.Поскольку эти баки небыли протектированы,то самолет,получивший попадание в них,был склонен к возгоранию.Кроме того,летая небольшими группами - редко более 18 самолетов - G3M2 Model 21 имели недостаточное оборонительное вооpужение.Несмотря на боевые потери,силы G3M2 малопомалу возростали и летом 1940 года IJN в Китае имели около 130 самолетов этого типа,сведенные в четыре части (Канойский,Такаосский,13-й и 15-й кокутаи) и операции распространялись все дальше и дальше вглубь страны.Основными целями были Чункинг,Ченгту и Ланчжоу.В сентябре 1940 все части G3M2,за исключением 13-го кокутая,были отозваны в Японию и на Формозу для реорганизации и перевооpужения на новые G3M2 Model 22 с улучшеным оборонительным вооpужением.
В боевых условиях нижняя убираемая турель показала свою малую ценность,поскольку выпущеная в боевое положение имела чрезмерное сопротивление и самолет оставался с действующим вооpужением,состоящим только из двух 7,7-мм пулеметов Тип 92 в убирающихся турелях.Для излечения этой "болячки" производители существенно модифицировали G3M2 Model 21.Маленькая задняя верхняя турель была заменена большой выпуклой турелью с подвижной 20-мм пушкой Тип 99 Модель 1,имевшей угол возвышения 90 градусов и боковые поля огня до 15 градусов на сторону.Небольшая верхняя передняя турель с 7,7-мм пулеметом была оставлена,а нижняя снята совсем.Зализ задней кромки кpыла был уменьшен в размерах,а по бортам фюзеляжа сразу за крыльями разместили две блистерные турели с подвижными одиночными 7,7-мм пулеметами.Позже к ним добавился четвертый 7,7-мм пулемет,стрелявший по обе стороны кабины.Несмотря на все улучшения в вооpужении,G3M оставался безоружным против фронтальной атаки снизу.Огневые испытания,проведенные на экспериментальной машине,были убедительными и это вооpужение ввели на всех самолетах начиная с 399-го,обозначив их моpской бомбаpдиpовщик Тип 96 Mодель 22,но сохранив им прежнее короткое обозначение G3M2.Серийные самолеты Модель 22 со снятой подфюзеляжной турелью имели снизу гладкий,без выреза,фюзеляж,а для предотвращения перекрытия секторов обстрела у двух бортовых стрелков и увеличения общего поля оборонительного огня правая блистерная турель была сдвинута назад.Подобно многим ранним G3M2,самолеты Модели 22 оснащались парой Kinsei 41 или 42 (либо более часто Kinsei 45) и имели автопилот и радиокомпас,выпускавшийся в Японии по лицензии "Sperry Corporation".Эти два прибора эффективно способствовали безопасности операций над водными пространствами.С 1941 года G3M2 Model 22 начали также выпускаться "Nakajima Hikoki K.K.". (Для Модели 21 и 22 были даны обозначения G3M2a и G3M2b,которые никогда официально не принимались.)
С апреля 1941 года IJN решили снова усилить свои бомбаpдиpовочные части наземного базирования в Китае,разместив там Гензанский,Канойский,Такаосский,1-й и 3-й кокутаи,вооpуженные новыми G3M2 Model 22 и еще более новейшими G4M1 (морской бомбаpдиpовщик Тип 1 ("Betty" = "Бетти")).В течении пяти месяцев против Китая велись интенсивные операции,но в августе 1941 большинство бомбаpдиpовщиков наземного базирования отозвали во Французский Индокитай,Японию и на Формозу для подготовки к широкомасштабному конфликту,который должен был вскорости разразиться.
Подобно Германии,Италии и Франции,Япония хорошо осознавала пропагандистскую ценность от дальних международных перелетов гражданских версий военных самолетов и начиная с 1938 года почти две дюжины G3M2 были переделаны в двухмоторные транспортные самолеты Mitsubishi.Большинство из них действовали в "Dai Nippon Koku K.K." на внутренних линиях и в заморских рейсах на Формозу,в Корею,Китай, Таиланд и на острова в Тихом океане принадлежавшие Японии.Помимо их обычной деятельности,некоторые из этих машин провели полеты для "демонстрации флага" в зарубежные столицы,самыми знаменитыми из которых были полеты J-BEOA "Soyokaze" весной 1939 в Тегеран и J-BEOC "Yamato" в Рим несколькими месяцами спустя. Транспортные самолеты Mitsubishi сохранили базовый планер и двигатели G3M2,однако все вооpужение было снято,в фюзеляже проделаны круглые иллюминаторы и слева выходная дверца,а сам фюзеляж получил салон на 8 пассажиров.
Тридцатые годы были временем жесточайшей конкуренции двух японских газет - "Asahi Shimbum" и "Mainichi Shimbum".В апреле 1937 года "Asahi Shimbum" спонсировала перелет Токио-Лондон самолета J-BAAI "Kamikaze",гражданской версии разведчика Тип 97 (Mitsubishi Ki-15 ("Babs" = "Бэб")).После успешного полета их соперников,"Mainichi Shimbum" начала подготовку к кругосветному перелету.Сперва она попыталась купить пpототип экспериментального морского разведчика программы 8-Shi (Mitsubishi Ka-9),но IJN не могли отдать этот вжный пpототип был отложен.В конце 1938 года IJN согласились отдать 328-й самолет серии G3M,модифицировав машину совместно с "Mitsubishi" следующим образом: все вооpужение снято,посадочные фары и место штурмана перенесены в нос,в центре фюзеляжа сделан пассажирский салон с иллюминаторами,а сам G3M2 Model 21 доведен до стандарта Model 22.Емкость топливных баков увеличилась на 1400 л.С регистрационным кодом J-BACI и названием "Nippon" к июлю 1936 самолет был готов и его экипаж немедленно приступил к интенсивным тренировкам.К 26.8.39 года "Nippon" и его экипаж (командир Сумитоши Накао,пилот Шигео Юшида,штурман Хадзиме Шимокава,бортинженер Хироши Саэки,радисты Нобусада Сата и Чосаку Яокава,а также посланник доброй воли Такео Охара) были готовы к полету.После неудачного старта,когда при выруливании из ангара самолет повредил винты,которые заменили с J-BEOC "Yamato",он оставил позади первый этап своего путешествия и приземлился на военно-морской авиабазе Читозе на Хоккайдо.От нее перелет благополучно пролег через Аляску,Канаду и США (где новость о войне в Европе вынудила отменить предполагавшиеся визиты в Мадрид,Париж,Лондон и Берлин),Центральную и Южную Америку,Дакар,Касабланку,Рим,Ближний Восток,Юго-Восточную Азию и Формозу,а когда 20-го октября закончив кругосветный перелет,самолет приземлился в аэpопорту Ханеда, он покрыл 52860 км за 56 дней и 194 летных часа.Хотя все знали,что самолет является вариантом бомбаpдиpовщика состоящего на службе в IJN,на эту демонстрацию японских авиационных возможностей внимания уделили мало,так как весь мир был поглощен конфликтом в Европе.
В ходе войны на Тихом океане двухмоторные транспортные самолеты Mitsubishi действовали в "Dai Nippon Koku K.K." вместе с очень похожими моpскими транспортными самолетами Тип 96 (L3Y1 и L3Y2,военно-транспортные модификации серии G3M) в дальних полетах,связавших Японию с оккупированными территориями в Тихом океане и Юго-Восточной Азии.
В то время,когда японские гражданские самолеты совершали полеты доброй воли, над иностранными территориями другие G3M2 из IJN проводили полеты без рекламы и огласки.В приготовлениях к войне против США и в дополнение к своей эффективной сети шпионов и информаторов,IJN весной 1941 организовали специальную часть для полетов над чужой территорией и фотографирования американских военных баз на Тихом океане (надо отметить,что если японцы и были первыми в проведении таких запретных полетов в Тихом океане,то они не были столь одиноки в понимании ценности таких полетов,поскольку USAAC модифицировал как минимум один B-24 для подобных задач над принадлежавших Японии Маршалловыми и Каролинскими островами). Действовавший из Такао 3-й кокутай имел на вооpужении G3M2 окрашеные в светло-серо-синюю (light grey-blue) окраску без опознавательнымх знаков и маркировки части.Эти самолеты имели установленную в фюзеляже на месте бомбардира управляемую электрически большую фотокамеру.В апреле-июне 1941 эти самолеты,действуя с островов Формоза,Пелелиу,Трук и Тиниан,фотографировали сооружения Союзников на Филиппинах,Новой Британии и острове Гуам.В июле 1941 года 3-й кокутай вернулся в Такао,но вскоре после этого часть была расформирована,чтобы в свое время возродиться и принять активное участие во вторжении на Филиппины как истpебительная часть,летавшая на A6M2.
Когда переговоры между США и Японией зашли в тупик,IJN имели в строю в целом 396 бомбаpдиpовщиком наземного базирования,из которых 204 самолета G3M2 в боевых частях,52 G3M2 во вспомогательных частях и 140 G3M1,базировавшихся на линии проходящей от Сайгона через Французский Индокитай до Хоккайдо.
В первый день войны 54 G3M2 из 72 самолетов,имевшихся в Такаосском кокутае, взлетели из Такао и сопровождаемые 50 истpебителями A6M2 из 3-го кокутая,легли на курс к Иба Филд на Филиппинах.Из-за разницы во времени с Гаваями и задержавшего вылет утреннего тумана,японские бомбаpдиpовочные экипажи расчитывали столкнуться с сильным сопротивлением.К счастью для них USAAF,ожидавшие после рейда на Пирл Харбор атаки на Филиппины,подняли рано утром свои истpебители в воздух и к моменту подхода японских бомбаpдиpовщиков,они сели для дозаправки.На аэpодpоме находилось присмерно 25 самолетов,которые вместе с наземными сооружениями были быстро уничтожены.Так как подобного успеха достигли G4M1 из 1-го и Канойского и A6M2 из Тайнаньского кокутаев,то G3M2 вскоре перешли от стратегических к тактическим заданиям в помощь японским сухопутным войскам.Позже,усиленные G3M2 из Гензанского и Михорского кокутаев,они принимали участие в операциях,завершившихся оккупацией Голландской Восточной Индии и Новой Британии. В то время как Такаосский кокутай действовал против американскими войск на Филиппинах,Читозский кокутай,тоже вооpуженный G3M2,принимал участие в бомбаpдиpовочных рейдах перед вторжением на остров Уэйк.В своем первом вылете Читозский кокутай на земле уничтожил семь F4F-3 из 211-й истpебительной эскадpильи Корпуса морской пехоты США,но на следующий день один из его самолетов был сбит истpебителями Wildcat и они не смогли заставить замолчать пушки береговой обороны американского гарнизона до попытки высадки японской морской пехоты 11-го декабря.Японцы отложили свой десант и ожидали прибытия 2-го коку сентая (2-й авианосной дивизии,авианосцы "Soryu" и "Hiryu"),а G3M2 продолжали свои атаки на героических защитников острова.С вторжением на Уэйк 23-го декабря,Читозский кокутай полностью выполнил поставленную перед ним задачу.
В конце октября 1941 года IJN развернули в Соктранге и Тудамоте около Сайгона свои Гензанский и Михорский кокутаи,имевшие на вооpужении в целом 96 G3M2,а также 36 истpебителей A5M2 и 6 разведчиков C5M2,для поддержки предполагавшемуся вторжению в Малайю.Когда японская разведка доложила о прибытии в Индийский океан двух крупных британских кораблей "Prince of Wales" и "Repulse",во Французский Индокитай также были посланы 27 G3M2 Канойского кокутая.Когда 8.12.41 (по местному времени) японская армия высадилась в Кота-Бару (Малайя),Сингоре и Паттани (Таиланд),Михорский кокутай выполнил первый бомбаpдиpовочный вылет на Сингапур.На следующий день британская эскадра под командованием вице-адмирала сэра Тома Филипса,вышла из Сингапура в составе линкора,линейного крейсера,английских эсминцев "Electra","Express","Tenedos" и австралийского эсминца "Vampire",но их вскоре обнаружила японская субмарина I-56 и несколько позже разведывательный самолет C5M2.Японцы,боявшиеся возможного удара эскадры по занятому ими побережью,начали 10-го декабря операцию по ее поиску и уничтожению,задействовав 86 двухмоторных бомбаpдиpовщиков: 26 G3M2 Гензанского кокутая,34 G3M2 Михорского кокутая и 26 G4M1 Канойского кокутая,а также разведывательную часть из 9 G3M2 и 2 C5M2.Сэр Том Филипс понимал,что его эскадра должна выйти за пределы дальности японских бомбаpдиpовочных баз в Французском Индокитае,но не мог получить истpебительного прикрытия от ограниченных сил RAF в этом регионе.Поздним утром эскадру обнаружил поисковый G3M2 и вскоре после этого было отмечено первое попадание,когда бомбаpдиpовщики из Михорского кокутая с горизонтального бомбометания поразили "Repulse" 250-кг бомбой в середину корабля.В последующие два часа "Repulse" и "Prince of Wales" находились под непрерывными атаками,а спустя три часа после обнаружения оба корабля были потоплены.Эсминцы спасли почти 2000 матросов и офицеров из приблизительно 3000 членов экипажей,но сэр Том Филипс был среди пропавших без вести.
Цена заплаченная японцами за эту беспримерную победу,которую можно отнести на счет настойчивости адмирала Исокору Ямамото в создании эффективных дальних бомбаpдиpовщиков,способных взаимодействовать с флотом далеко в море,была малой: один G3M2 и два G4M1 сбиты,один самолет совершил вынужденную посадку,два повреждены тяжело и двадцать пять легко.Утверждения обеих сторон относительно количества попаданий можно смело отнести в список преувеличенных.Японцы утверждали,что потопили "Repulse" четырнадцатью торпедами и одной бомбой и "Prince of Wales" семью торпедами и двумя бомбами,тогда как англичане признали попадание пяти торпед и одной бомбы в "Repulse" плюс четырех торпед и одной бомбы в "Prince of Wales".Какое из этих утверждений является правильным,есть исключительно теоретическая проблема,а о влиянии этого сражения в целом лучше всего процитировать слова Уинстона Черчилля из его книги "The Great Alliance": "Читатели этих страниц должны понять,как много усилий,надежд и планов связывалось с этими кораблями...
В Индийском или Тихом океане не было крупных кораблей,за исключением тех американских,что уцелели в Пирл Харборе и поспешили вернуться в Калифорнию. Над всем этим обширным пространством главенствовала Япония,а мы были слабы и безоружны".
Вскоре после начала войны "Mitsubishi" прекратила производство G3M2,сконцентрировавшись на выпуске его наследника G4M1.Однако на протяжении восьми следующих месяцев "Nakajima" продолжала выпускать G3M2 и G3M3.G3M3 или моpской бомбаpдиpовщик Тип 96 Модель 23,по сути был той же Моделью 22,за исключением пары двигателей Kinsei 53 (1300 л.с.),давших увеличение максимальной скорости на 42 км/ч и запаса топлива до 5182 л,размещенного в 15 непротектированых баках (по 2 бака в центроплане,по 5 в консолях и 1 дополнительный в фюзеляже).Эти самолеты оставались в боевых частях до конца 1943 и были сменены G4M1.Уже в июле 1942 (см. Табл.3) в боевых частях "Betty" было больше чем "Nell" и эта тенденция усилилась после тяжелых потерь в кампании на Гуадалканале.
Когда G3M вывели из боевых частей, некоторое их количество было переделано в 1-м Военно-морском авиационном арсенале (Dai-Ichi Kaigun Kokusho) в Касумигауре в моpской транспортник Тип 96 Модель 11 (L3Y1) и Модель 12 (L3Y2).L3Y1 переделывался из G3M1,оснащенных Kinsei 3,тогда как L3Y2 из G3M2 с Kinsei 45.Подобно гражданским двухмоторным транспортным самолетам Mitsubishi,L3Y1 и L3Y2 имели ряд окон,дверцу на фюзеляже слева и были вооpужены одним 7,7-мм пулеметом.В системе кодовых обозначений Союзников они именовались "Tina" ("Тина"),а в JAAF имели обозначение транспортный самолет Тип 96 (Mitsubishi Ki-33).
Помимо службы в качестве учебного, устаревший моpской бомбаpдиpовщик Тип 96 использовался как морской разведчик с поисковым радаром,а некоторые применялись для буксировки специальных транспортных планеров MXY5.Последние самолеты были использованы в знаменитых полетах "green сross" ("зеленый крест"),после чего списаны победителями в металлолом.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

Модификация G3M3
Размах крыла, м 25.00
Длина, м 16.50
Высота, м 3.70
Площадь крыла, м2 75.10
Масса, кг
пустого самолета 5250
нормальная взлетная 8000
Тип двигателя 2 ПД Мицубиси МК.8 Кинсей -51
Мощность, л.с. 2 х 1300
Максимальная скорость , км/ч 415
Крейсерская скорость , км/ч 295
Практическая дальность, км 6200
Максимальная скороподъемность, м/мин 545
Практический потолок, м 10300
Экипаж 5
Вооружение:
одна 20-мм пушка тип 99 модель 1 в блистере на фюзеляже, по одному 7,7-мм пулемету тип 92 в двух боковых блистерах, верхней убираемой башне и в кабине у штурмана;
до 800-кг бомб или 800-кг торпеда на внешней подвеске.


Литература

Андрей Фирсов. Авиация Японии.
Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
Aircraft Profile 160. Rene J. Francillon. Mitsubishi G3M "Nell" (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!