Авиация Второй Мировой войныДАР-10Ф Бекас-2 - Ударный самолет, Болгария, 1945Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Добавлено: 2012.10.22 Просмотров: 1388 Разработчик: ДАР В ответ "закулисным играм", преградивших путь к серийному производству "ДАР-10А", инж. Лазаров решает модернизировать самолет и сделать его по летным качествам и боевой мощи несравнимым с КБ-11 "Фазан".Страна: Болгария Первый полет: 1945 Тип: Ударный самолет Некоторые авторы считают, что ДАР-10А и ДАР-10Ф - один и тот же самолет, оснащенный разными двигателями. В самом деле, для неопытного наблюдателя силуэты обоих самолетов как будто одинаковые. В действительности же оба самолета различаются в отношении аэродинамики, геометрии, механизации и вооружения. В отличие от своего предшественника новый самолет имеет двигатель "Фиат А74 RC" - 14-цилиндровая двойная звезда с воздушным охлаждением. Это передает самолету более удлиненную форму, а передней его части - более обтекаемую форму. Под руководством авиаконструктора Йотова разработан обтекатель двигателя со створками и жалюзи для охлаждения. Прототипом кинематики этих устройств служат останки сбитого болгарскими истребителями В-17 "Летающая крепость", которые валяются на заводской свалке. В данном случае "Боинг" оказывает как бы косвенную помощь болгарскому самолетостроению. ДАР-10Ф (буква "Ф" означает двигатель "Фиат", в то время как буква "А" означает "Альфа-Ромео") - многоцелевой самолет. Он мог использоваться для близкой разведки, штурмовых действий, бомбардировки с горизонтального полета, бомбардировки при пикировании и как истребитель транспортных и связных самолетов противника. Конструктивно он свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом с механизацией для взлета и посадки и воздушными тормозами для снижения скорости при отвесной бомбардировке. Шасси - неубираемые, полностью закрытые аэродинамичными обтекателями. Кабина для экипажа - обширная, хорошо остекленная, полностью закрытая. Две секции остекления скользят по рельсам назад для доступа до мест экипажа. Последняя секция приподнимается вверх и позволяет вести огонь в задней полусфере из сдвоенного пулемета. Сиденье наблюдателя - передвижное по рельсам в обширном пространстве сзади пилота. С помощью фиксаторов сиденье можно застопорить там, где это необходимо. Крылья и хвостовые плоскости - деревянной конструкции. Обшиты фанерой, обклеены полотном и покрыты нитроцеллюлозным лаком. Корпус - сварная ферма из бесшовных труб из легированной стали. Обшивка - из дюралюминиевой жести и импрегнированного полотна, натянутого на профилирующие стрингеры и лонжероны. Шасси - с гидравлическими амортизационными стойками, шинами низкого давления и обтекателями. Хвостовой костыль - с резиновым колесом. На основном шасси установлены гидравлические тормоза. Вооружение ДАР-10Ф соответствует его предназначению. Под центральной частью корпуса предусмотрен бомбодержатель для одной бомбы в 250 кг. Под крыльями слева и справа - по два бомбодержателя для бомб по 50 кг. Под корпусом вместо 250-килограммовой бомбы может быть подвешена кассета с мелкокалибренными осколочными бомбами. Сверху над двигателем монтированы две 20-мм синхронные пушки для стрельбы сквозь круг винта. В крыльях установлены два пулемета калибр 7,92-мм для стрельбы вдоль винтового круга. Того же калибра и сдвоенный пулемет наблюдателя для защиты хвоста. Специальный упор предохраняет хвост от простреливания при стрельбе назад. Сдвоенный пулемет расположен внутри корпуса и лишь при необходимости приводится в боевое положение: тем самым избегается нарушение аэродинамики кабины. Разработка ДАР-10Ф осуществлена тем же коллективом, который создал и ДАР-10А. Сначала работа продвигается быстро, но впоследствии ряд обстоятельств в военно-политической обстановке в стране оказывает сдерживающее воздействие. Затем приходит 9 сентября 1944 года и начинается Отечественная война. Перед ДСФ-Ловеч выдвигаются иные задачи. Вопреки всему в марте 1945 года самолет готов. Облет совершают инж. Попганчев и инж. Лазаров. Но ДАР-10Ф уже безнадежно устарел. Наступает эра реактивной авиации и самолет инж. Лазарова, хотя и удачный, оказывается неперспективным в качестве боевой машины. Спустя несколько лет, когда при Государственном политехническом институте в Софии создается кафедра по самолетостроению, возглавляемая профессором инженером Цветаном Лазаровым, самолет ДАР-10Ф перелетает в Софию, чтобы служить в качестве учебного пособия для студентов-самолетостроителей. В иностранных (преимущественно английских) изданиях встречается утверждение, что были выпущены малые серии самолетов ДАР-10А и ДАР-10Ф, которые вместе с "Юнкерсами" Ю 87 были ударной силой болгарской штурмовой авиации. Очень жаль, но это не отвечает истине. Лётно-технические характеристики (ЛТХ)
Литература Иван Бориславов. Забравена слава. ДАР-10Ф Венелин Пастармаджиев. Българската Авиация Airplanes built in Bulgaria. DAR - Bojourishte DAR-9 И.Бориславов, Р.Кирилов. Самолетите на България 1000aircraftphotos.com. Nico Brass Collection Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |