Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Handley Page Hampden TB.I - , Великобритания, 1942
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



Авиация Второй Мировой войны

Handley Page Hampden TB.I - , Великобритания, 1942


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2018.07.08
Просмотров: 673

Разработчик: Handley Page
Handley Page Hampden TB.I - , Великобритания, 1942Страна: Великобритания
Первый полет: 1942
Тип:

Handley Page Hampden ТВ.I - торпедоносец на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Хэндли-Пэйдж" под руководством Г. Лачманна. Опытный образец "Хэмпдена" совершил первый полет 21 июня 1936 г. Серийное производство начато в июне 1938 г. Выпускался заводами "Хэндли-Пэйдж" (Криклвуд), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), "Кэнэдиан ассошиэйтед эйркрафт" (Мэлтон, Сент-Губерт). Всего построено 1580 экз. Производство прекращено в марте 1940 г.
В конце 1941-го летно-исследовательский центр в Фарнборо предложил использовать «Хэмпден» в качестве торпедоносца. Еще в 1935-м фирма Хэндли-Пейдж прорабатывала такой вариант самолета по техзаданию М.15/35, в соответствии с которым позже появился Бристоль «Бофорт». «Хэмпден», имевший морской опыт постановки мин и атак на немецкие линкоры, как нельзя лучше подходил для роли торпедоносца. По старому проекту предполагалось расширить фюзеляж для размещения двух торпед в бомбоотсеке. Но в условиях войны требовались более доступные решения. Выяснилось, что одна торпеда Мк.XII вполне свободно размещается в «брюхе» стандартного «Хэмпдена», выходя за габарит всего на 90 мм.
Весной 1942-го шесть самолетов прошли успешные испытания в экспериментальном подразделении по отработке боевого применения торпедоносцев в Госпорте. Переделку «Хэмпденов» В.Мк.1 в ТВ.Мк.1 провели фирмы Болтон-Пол и Инглиш Электрик.
Требовалось немногое: переоборудовать кабину нижнего стрелка, углубить заднюю часть бомбового отсека, демонтировать центральные створки бомболюка и зафиксировать внешние в положении «открыто», смонтировать на бомбодержателях специальную подвеску для торпеды. Подкрыльевые бомбодержатели для двух 227-килограммовых бомб остались на месте. По сравнению с «нормальным» «Хэмпденом», взлетный вес ТВ. Мк.1 вырос примерно на 450 кг. Таким образом, были отконверсированы 144 самолета.
Когда в октябре 1942-го завершились последние испытания прототипов, на «Хэмпденах» - торпедоносцах уже воевали 5 дивизионов, «ушедших» в береговое командование. 408, 415 и 489-й полностью заменили «Бофорты» к апрелю. Модернизация «Хэмпденов» шла без отрыва от боевой работы. Экипажи из 144 и 455-го дивизионов освоили свои ТВ.Мк.1 в мае на базе Лейчерс, бросая учебные торпеды (цилиндры с песком) по мишеням на острове Мэй. Все пять подразделений действовали над водами Арктики.
Торпедоносцам «Хэмпден» досталось не меньше, чем бомбардировщикам. 415-й дивизион понес первые потери 30 мая. Из атаки на немецкий конвой не вернулся один экипаж. 13 июня самолет из 489-го дивизиона, вылетевший на поиск кораблей противника у побережья Норвегии, чудом уцелел в схватке с двумя FW-190. 144-й и 455-й дивизионы пока не несли потерь, но им еще предстояли суровые испытания.
Всем известна трагедия конвоя PQ-17. Суда, оставленные без охраны, были растерзаны немецкими подлодками и бомбардировщиками. Дабы подобное не повторилось, британское командование решило усилить воздушное прикрытие, встречавшее караваны у советского берега. Наряду с 210-м дивизионом, оснащенным амфибиями «Каталина», и подразделением разведчиков «Спитфайр» PRU в Заполярье отправились два дивизиона «Хэмпденов». 32 торпедоносца вылетели из Симбурга в Шотландии вечером 4 сентября. Пунктами назначения были аэродромы на Кольском полуострове - Африканда, Ваенга и Кандалакша. От «Хэмпденов» ожидали активных действий уже с 7 сентября. Ведь конвой PQ-18, снаряженный в кратчайший срок после гибели PQ-17, был уже в пути. Для того чтобы сразу наладить работу дивизионов, не дожидаясь прибытия технического состава морем, в каждом «Хэмпдене» летел специалист из наземных служб. Маршрут пролегал над Северным морем, территорией оккупированной Норвегии, севером нейтральной Швеции и Финляндией.
Экипажи «Хэмпденов» ожидала сильнейшая болтанка над штормовыми водами и ограниченная видимость. При этом любая навигационная ошибка стоила слишком дорого (дальность полета «Хэмпдена» с пустым бомбоотсеком и максимальным запасом топлива не намного превышала длину маршрута). Существовала большая вероятность стать жертвой немецких истребителей, действовавших из Петсамо в Финляндии. В конце пути оставались опасности приземления в утреннем тумане на абсолютно незнакомом аэродроме и возможность сразу попасть под немецкие бомбы (частота налетов была велика из-за относительно близкого, в 70 - 100 км расположения аэродромов противника). И еще накладывались проблемы, связанные с взаимным недоверием союзников. Так, советское командование отказало в фотографировании со «Спитфайра» аэродромов, на которых должны были базироваться английские самолеты, а британская сторона упорно секретила прибор «IFF» (радиоответчик «свой - чужой»), хотя он стоял на всех «Харрикейнах», поставляемых в СССР.
До советских аэродромов благополучно добрались 23 «Хэмпдена». 144-й дивизион лишился шести, а 455-й - трех машин. Один торпедоносец, сбившись с курса, приземлился с пустыми баками на норвежском побережье. Экипаж попал в плен. Два самолета разбились в Швеции, еще три перехватили истребители Me-109. Уже на советской территории два «Хэмпдена» сильно пострадали при вынужденной посадке. Один сел на «брюхо» в Кировской области, а другой - в лесах между Мурманском и Полярным. Их экипажи остались целы.
Последней потерей стал «Хэмпден», сбитый близ Ваенги советским «Харрикейном», пилот которого принял английский самолет за Me-110. «Хэмпден» сел на воду. Спаслись все, кроме нижнего стрелка. Из-за отсутствия информации о прилете англичан, еще по крайней мере два самолета были по ошибке обстреляны зенитчиками. Поспособствовала этому и густая облачность. Летчики из экипажа майора Фостера не смогли сразу опознать в истребителях, эскортировавших их «Хэмпден» до ближайшего аэродрома в Мончегорске, советские «Аэрокобры» и, согласно инструкции, съели секретные документы. Благо, что они печатались на тонкой рисовой бумаге.
Несмотря на досадные и трагические недоразумения, отношения, сложившиеся между английскими и советскими авиаторами, отличались неподдельной сердечностью и отсутствием неприязни. Дух товарищества укреплялся не только в регулярных футбольных матчах на летном поле, но и в совместной работе.
На англичан неизгладимое впечатление произвели опыт и изобретательность техников, помогавших чинить «Хэмпдены». Из-за множества повреждений и неисправностей самолеты смогли совершить первый (и единственный) боевой вылет из Ваенги только 14 сентября. «Хэмпдены» под командованием подполковника Мак-Логлина искали надводные корабли противника в Альтен-фьорде, на пути конвоя PQ-18. Но в атаках на этот конвой участвовала только авиация и подводные лодки. Одной из многих причин практически полного отсутствия германских надводных сил были английские торпедоносцы, появившиеся на советских аэродромах.
Операция «Оратор» - проводка конвоя PQ-18 — завершилась 22 сентября. До Мурманска не дошли 13 торговых судов, группа охранения потеряла эсминец, миноносец, танкер и четыре самолета. Нападения на конвой стоили немцам четырех подводных лодок и 41 самолета.
С относительно благополучным прибытием PQ-18 встал вопрос о возвращении «Хэмпденов». Командиру 455-го дивизиона подполковнику Линдеману удалось убедить руководство RAF в нецелесообразности перелета торпедоносцев обратно в Шотландию. Тем временем, немецкие бомбардировщики 29 сентября уничтожили на незащищенных стоянках три и серьезно повредили девять «Хэмпденов».
1 октября советская сторона сделала официальное предложение о передаче торпедоносцев. 6-го премьер-министр Черчилль утвердил решение о предоставлении оставшихся самолетов СССР. По договоренности, «Хэмпдены» перешли к новому хозяину, 3-й эскадрилье 24-го минно-торпедного авиаполка (МТАП) Северного флота, без английских прицелов, фотокамер и некоторых приборов, считавшихся секретными. Уезжал в Англию и запас торпед Мк.XII.
Техники 24-го МТАП быстро восстановили бортовое оборудование самолетов и приспособили узлы подвески под торпеды отечественного производства (североморские «Хэмпдены» отличались усиленным на один пулемет вооружением в кабине нижнего стрелка). Британские летчики оказали советским коллегам неоценимую помощь в скорейшем освоении техники. В полетах на не приспособленных для обучения машинах инструктор сидел в штурманской кабине или позади кресла пилота. По тому, как смело и уверенно летчики 24-го полка осваивали абсолютно новый для себя самолет, англичане поняли, что это люди отчаянной храбрости.
22 октября после приема последних «экзаменов» личный состав английских дивизионов отплыл на родину, а на 17 уцелевших торпедоносцах начала боевую работу 3-я эскадрилья (1-я и 2-я воевали на бомбардировщиках СБ-2 и ДБ-3Ф). Североморские «Хэмпдены» редко действовали большими группами, чаще они вылетали на охоту парами.
18 декабря 1942-го «Хэмпден» капитана Трунова совместно с одним ДБ-3Ф потопил два немецких транспорта. 14 января 1943-го два «Хэмпдена» обнаружили караван из семи судов. Самолет капитана Баштыркова был подбит кораблями охранения при выходе в атаку. Пылающий торпедоносец не свернул с боевого курса и прежде чем упасть в море, успел потопить транспорт водоизмещением 8000т. (Этот случай нашел отражение в известном художественном фильме «Торпедоносцы», правда, вместо «Хэмпдена» там снят Ил-4). Второй «Хэмпден», ведомый капитаном Киселевым, поразил еще одно судно и, несмотря на повреждения, вернулся на свой аэродром. Командир экипажа А.А.Баштырков и стрелок-радист В.Н.Гаврилов посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
15 января «Хэмпдены» капитана Трунова и лейтенанта Зайченко потопили два немецких корабля у норвежского берега. 29 января самолеты капитанов Островского и Малыгина торпедировали 12 000-тонный транспорт (самая крупная победа «Хэмпденов»). Машина Островского с горящим двигателем еле дотянула до базы. 28 марта четыре «Хэмпдена» атаковали вражеский конвой в Сольтен-фьорде. Им удалось отправить на дно три судна.
25 апреля 1943 г. 3-я эскадрилья атаковала немецкий конвой в Конг-фьорде. Самолет командира эскадрильи капитана В.Н.Киселева был подожжен при пуске торпеды по крупному судну «Лииси». Экипаж «Хэмпдена» совершил таран, потопив вражеский транспорт.
20 сентября шесть торпедоносцев под командованием майора Костыкина атаковали корабли противника, не взирая на подоспевшее прикрытие из 25 самолетов. «Хэмпдены» потопили транспорт и два сторожевика. Самолеты Костыкина и капитана Островского погибли.
Торпедоносцы «Хэмпден» летали в 24-м МТАП, ставшем позже 9-м гвардейским, до конца 1943-го, когда были списаны последние уцелевшие самолеты (снижение характеристик вконец изношенных машин и настоящая катастрофа с запчастями породили поговорку: «Ты мне друг или «Хэмпден»?). По времени это совпало со снятием последних «Хэмпденов» с вооружения боевых частей RAF. Пять уже упоминавшихся дивизионов берегового командования перешли на самолеты Бристоль «Бофайтер». В 1943-м несколько разведчиков погоды «Хэмпден» Мет Мк.1, бывших бомбардировщиков, использовались в метрополии и в Гибралтаре. 96 машин еще послужили в качестве учебных в Канаде.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

Модификация Hampden TB.Mk.I
Размах крыла, м 21.08
Длина, м 16.28
Высота, м 4.55
Площадь крыла, м2 60.75
Масса, кг
пустого самолета 5400
нормальная взлетная 8800
максимальная взлетная 10660
Топливо, л 2973
Тип двигателя 2 ПД Bristol Pegasus XVIII
Мощность, л.с. 2 х 1015
Максимальная скорость , км/ч 406
Крейсерская скорость , км/ч 350
Практическая дальность, км 3300
Боевая дальность с максимальной загрузкой, км 1920
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6920
Экипаж 4-5
Вооружение: шесть 7,69-мм пулеметов
бомбы до 1250 кг или одна 907-кг торпеда


Литература

Владимир Котельников. Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945
Крылья Родины. Сергей Иванников. Хроника "Летающего чемодана"
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!