ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Третий рейх в цвете
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить

                                          ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные

Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии


Авиация Второй Мировой войны

Яковлев Як-7М - Истребитель, СССР, 1941

Добавлено: 2018.05.10
Просмотров: 9

Разработчик: ОКБ Яковлева
Яковлев Як-7М - Истребитель, СССР, 1941Страна: СССР
Первый полет: 1941
Тип: Истребитель

Як-7М (модифицированный) с двигателем М-105ПА и винтом ВИШ-61П представлял переделку серийного Як-7УТИ N05-11 в одноместный боевой истребитель с пушечным вооружением, т.е. это вторая после Як-7 модификация Як-7УТИ в боевой истребитель.
Работа была выполнена в сентябре 1941 г. группой инженеров ОКБ А.С.Яковлева, находившейся на саратовском заводе N21 для помощи этому заводу в налаживании серийного производства Як-1.
В Як-7УТИ были внесены некоторые изменения, в свое время осуществленные на опытных самолетах И-28 и И-30, а именно: сняты пулемет ШКАС с установкой, оборудованием и патронами, а также сидение и оборудование задней кабины; установлена мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, две крыльевых пушки ШВАК с боезапасом по 110 снарядов; на место второго пилота бензобак емкостью 80 л (60 кг); бронеспинка у сидения пилота; фара ФС-155; автоматические предкрылки, узлы крепления и проводка к реактивным орудиям под 6 ракетных снарядов РС-82. В связи с установкой в крыле пушек и патронных ящиков объемы консольных бензобаков уменьшены на 23 л каждый, произведены усиления и переделки крыла.
Уменьшен размах крыла (9,74 м против 10,0 м), концы крыла сделаны менее закругленными из условий размещения предкрылков достаточного размаха, тяги управления элеронами перенесены на задний лонжерон для улучшения доступа к ним, увеличена площадь посадочных щитков с 1,77 до 2,15 м*.
По мощности огня Як-7М превосходил все истребители, состоявшие в 1941 г. на вооружении советских ВВС. Секундная масса залпа составляла 3,84 кг/с. Это было больше, чем у ЛаГГ-3 с тремя пушками (1ШВАК и 2Б-20С) в 1,5 раза, МиГ-З - в 3,2 раза, Me-109Е - в 1,5 раза, Me-109F - в 4 раза.
Пушечные установки обеспечивали надежную и безопасную стрельбу на всех режимах полета, фигурах пилотажа и при температурах наружного воздуха до -30*С. Жесткость крепления пушечных установок обеспечивала удовлетворительное рассеивание снарядов. Пристрелка крыльевых пушек и мотор-пушки осуществлялась сходящимся веером на дистанции 400 м. Оружие Як-7М с большим эффектом могло быть использовано и по наземным целям.
Прицельную стрельбу можно было вести как из одной, так и из двух крыльевых пушек. Однако вследствие их несинхронной стрельбы наиболее целесообразно было производить стрельбу короткими очередями, так как при длинных очередях несколько нарушалось прицеливание.
По летно-тактическим характеристикам Як-7М почти не уступал другим истребителям. Некоторое снижение данных по сравнению с Як-7УТИ объяснялось тем, что для модификации был взят экземпляр Як-7УТИ, долго находившийся в эксплуатации и потерпевший аварию.
Несмотря на значительное увеличение полетной массы, техника пилотирования, благодаря наличию автоматических предкрылков, существенно упростилась; была полностью исключена возможность срыва в штопор при допущении ошибок (самолет необходимо было "вгонять" в штопор); повысилась общая и особенно поперечная устойчивость; существенно увеличилась безопасность полета.
Критическая минимальная скорость понижалась на 30...40 км/ч как на парашютировании, так и на фигурах; наивыгоднейшая скорость выполнения виража уменьшалась с 350 до 310...320 км/ч; скорость устойчивого парашютирования уменьшилась со 180...190 до 145 км/ч.
При защемлении предкрылков заметно сказывалось увеличение массы самолета, он становился инертным и тяжелым в управлении, период выдерживания удлинялся, траектория на взлете делалалась более пологой, потребная для выполнения виража скорость увеличивалась, диапазон скоростей уменьшался, при парашютировании на скорости 180...190 км/ч самолет имел тенденцию к сваливанию в штопор. Вообще самолет делался строже и чувствительнее, вследствие чего требовал более точной координации движений со стороны летчика.
Як-7М проходил государственные испытания с 5 по 16 октября 1941 г. в Чкаловской и с 31 октября по 27 декабря 1941 г. на Урале, куда во время войны был перебазирован НИИ ВВС. 16 октября, совершая перелет Москва - Свердловск, Як-7М под управлением летчика-испытателя А.Г.Прошакова при посадке в Казани потерпел аварию (из-за отказа пневмосистемы сложилась правая опора шасси), что задержало его в Казани до 31 октября.
Госиспытания проводила бригада в составе: ведущий летчик - В.И.Хомяков, ведущий инженер А.Т.Степанец, техник В.Ф.Сбитнев. Было выполнено 39 полетов общей продолжительностью 20 ч 35 мин, в том числе перелет Москва - Свердловск. Результаты госиспытаний были признаны удовлетворительными. В частности отмечалось, что самолет вполне доступен летчикам средней квалификации военного времени и может быть легко и быстро освоен ими. Як-7М был рекомендован к запуску в серийное производство. Однако в серии он не строился, и ни одно из мероприятий, осуществленных на нем (кроме использования места в задней кабине для размещения дополнительного бензобака), не нашло применения на самолетах семейства "Як": предкрылки - из-за отсутствия в них необходимости; крыльевые пушки - из-за нарушения наводки при стрельбе из одной крыльевой пушки.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

Модификация Як-7М
Размах крыла, м 9.74
Длина, м 8.50
Высота, м 2.75
Площадь крыла, м2 17.15
Масса, кг
пустого самолета 2638
нормальная взлетная 3160
Тип двигателя 1 ПД М-105ПА
Мощность, л.с. 1 х 1050
Максимальная скорость , км/ч
у земли 469
на высоте 556
Практическая дальность, км 750
Скороподъемность, м/мин 667
Практический потолок, м 8750
Экипаж 1
Вооружение: одна 20-мм мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, две крыльевые пушки ШВАК с боезапасом по 110 снарядов
6 РС-82


Литература

А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
"Война в воздухе" №31-34. Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне
При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!