ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Третий рейх в цвете
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить

                                          ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные

Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии


Авиация Второй Мировой войны

IAR-81 - Легкий пикирующий бомбардировщик, Румыния, 1941

Добавлено: 2018.03.10
Просмотров: 68

Разработчик: IAR
IAR-81 - Легкий пикирующий бомбардировщик, Румыния, 1941Страна: Румыния
Первый полет: 1941
Тип: Легкий пикирующий бомбардировщик

IAR-81 - легкий пикирующий бомбардировщик, разработанный румынской фирмой IAR Brasov. Новый вариант самолета IAR-80 впервые появился в битве за Одессу. Изменения в конструкцию серийных IAR-80 и IAR-80A вносились и до выпуска первого IAR-81. Так, самолет получил новый двигатель IAR-K14-1001А мощностью 1025 л.с., доработанное кресло пилота и бронеплиты в кабине. Начиная с 87-й серийной машины, стали устанавливать оборудование для высотных полетов, а с истребителя под N131 еще усилили защиту летчика, добавив бронезаголовник и лобовое бронестекло. Держатели для небольших 50-кг бомб появились, как уже говорилось, с серийного истребителя N50.
Командование румынских ВВС хотело использовать самолет еще и в качестве пикирующего бомбардировщика. IAR-80A (N75) стал прототипом такого варианта, и на нем, кроме пары подкрыльевых бомбодержателей, установили снизу фюзеляжа трапецию для одной бомбы 225 кг. При пикировании трапеция отклонялась, и бомба во время сброса не попадала в плоскость винта. Правда, пришлось доработать при этом шасси, поскольку довольно длинным основным стойкам трапеция мешала войти в ниши. Решение получилось очень простым - стойки укоротили на 75 мм, а ниши для колес перенесли чуть ближе. Для эффективного бомбометания самолет оснастили автоматическими закрылками, выпускавшимися при угле пикирования в 60 градусов.
Проведенные испытания пикировщика посчитали вполне успешными, хотя для взлета с полной боевой нагрузкой двигатель все-таки был слабоват. Тем не менее, быстро выпустили первую партию из 15 истребителей-бомбардировщиков IAR-81 (номера с 91 по 105). Все 15 машин вошли в состав 8-й группы и появились на Украине 24 сентября, а первый боевой вылет совершили 15 октября под Одессой.
Вооружение IAR-81 выглядело довольно мощным, ведь, кроме шести пулеметов, истребитель мог взять три бомбы по 100 кг, или одну весом 225кг и две по 50 кг. В дальнейшем конструкторы предусмотрели вместо двух бомб под крылом подвеску пары топливных баков по 100 л.
До конца 1941-го 8-я группа оставалась единственной частью румынских ВВС, воевавших на IAR-81 в России. В январе 1942-го к ней присоединились 58-я, 61-я и 62-я эскадрильи (в каждой по 12 машин) 6-й группы, входя в состав 1-го воздушного корпуса. Самолеты привлекались в основном для огневой поддержки наступающих войск и понесли значительные потери под Сталинградом. Досталось на Волге и экипажам 8-й группы, взлетавшим с полосы в Морозовской. После сталинградского разгрома уцелевшие остатки обеих групп срочно вывели обратно в Румынию. 8-я группа базировалась в Плоешти и до середины 1943-го охраняла нефтезаводы, а затем стала штурмовым соединением, переучившись на Хеншель Hs-129. В январе 1943-го вернулась в Бухарест (аэродром Пипера) 6-я группа, войдя в состав ПВО румынской столицы.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

Модификация IAR-81
Размах крыла, м 10.52
Длина, м 8.97
Высота, м 3.53
Площадь крыла, м2 15.97
Масса, кг
пустого самолета 2200
нормальная взлетная 3125
Тип двигателя 1 ПД IAR 14K IIc32
Мощность, л.с. 1 х 1000
Максимальная скорость , км/ч 465
Крейсерская скорость , км/ч 406
Практическая дальность, км
в роли бомбардировщика 695
в роли истребителя 730
с ПТБ 1330
Максимальная скороподъемность, м/мин 580
Практический потолок, м 10500
Экипаж 1
Вооружение: шесть 7.92-мм пулеметов
одна 225-кг бомба и две 50 кг или три 100-кг бомбы


Литература

Крылья Родины. Сергей Колов. На задворках Люфтфаффе
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!