Авиация Второй Мировой войныIkarus MM-2 - Учебно-тренировочный самолет, Югославия, 19Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Добавлено: 2018.01.14 Просмотров: 681 Разработчик: Ikarus Об истории этого самолёта в отечественной литературе вряд ли можно найти даже упоминание. О нем не создавались монографии и во многих популярных авиационных энциклопедиях он вообще не значиться. И все же тренировочный самолёт ММ-2, разработанный в Югославии в межвоенный период, ни в коей мере не уступал своим зарубежным аналогам, показав всему миру, что и в этой стране могут строить передовую технику.Страна: Югославия Первый полет: 19 Тип: Учебно-тренировочный самолет История MM-2 началась в 1936 году, когда Югославские Королевские ВВС выдали задание на разработку современного тренировочного самолёта предназначенного для начальной подготовки пилотов истребительной авиации. Специфика задачи состояла в том, что конструкторам предстояло спроектировать простую в управлении учебную машину с показателями истребителя. Как правило такие опыты редко кончались удачно, а время безвозвратно уходило. Если вспомнить историю авиации, то после относительного застоя середины 1920 - начала 1930-х гг., когда скорости истребителей составляли 250-300 км/ч, начался резкий рост скоростных характеристик. Пришедшие на смену бипланам монопланы били один рекорд за другим. Уже в 1933 году скорость серийно выпускавшихся истребителей шагнула за 400-км рубеж (Dewoitine D.510), спустя год она выросла до 450 км/ч (И-16), а в 1937 году были преодолены заветные 500 км/ч (Supermarine "Spitfire"). Параллельно с этим развитие учебной авиации шло гораздо медленнее и в том же 1936 году в большинстве стран основу парка таких самолётов составляли бипланы, спроектированные десять лет назад. Нет сомнения, что легкие бипланы прекрасно подходили для первых полетов курсантов, но провести учебный бой с настоящим истребителем на них было почти нереально. Именно поэтому и понадобился абсолютно новый тренировочный самолёт. Среди нескольких проектов очень перспективно смотрелся самолёт М-1, разработанный конструктором Милишевичем. Согласно техническому описанию М-1 представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом, убираемым шасси и пилотами сидящими друг за другом. Проектная скорость самолёта составляла 360 км/ч на высоте 2000 метров, чем не могла похвастать большая часть югославских истребителей. Проект был отвернут ВВС по причине того, что на М-1 планировалось установить французский двигатель Renault, который следовало закупать за рубежом, а поскольку международная обстановка была нестабильной надеяться можно было только на собственные силы. Милошевичу предложили переработать проект под другой тип силовой установки. Новый проект М-2 получил радиальный мотор Gnome-Rhone 7K, выпускаемый в Югославии по лицензии. Благодаря его меньшей длине самолёт получился короче, хотя его масса возросла на 60 кг. В дополнение у М-2 было немного доработано шасси, у которого увеличили колею для большей устойчивости при рулежке на земле. Окончательно проект оформился к концу 1937 года, но его постройка сильно затянулась и модель для статических испытаний была готова только в июне 1939 года. Работы проведенные в течении этого времени позволили исправить некоторые недостатки в конструкции самолёта, которые устранили усилением фюзеляжа и крыла. Предполагаемая скорость М-2 составляла 387 км/ч. В мае 1939 года Милошевич предложил своё проект ВВС, добавив к нему примечание, что М-2 может использоваться для начальной подготовки пилотов, его затраты в производстве ниже чем у аналогичных зарубежных самолётов, а в обслуживании он потребует дополнительных средств. Тем не менее, чтобы протолкнуть самолёт хотя бы до уровня прототипа, потребовались связи в авиационных кругах. Один из таких людей по фамилии Манойлович, который не имел отношения к созданию М-2, действительно помог организовать заказ от ВВС, но с этого момента название самолёта поменялось на ММ-2 по вполне понятным причинам. Попутно, модель ММ-2 в июле 1939 года отправили в Париж, где её продули в аэродинамической трубе. Опытным путем установили, что при выросшей до 1300 кг взлетной массе скорость самолёта составит порядка 400 км/ч. За изготовление прототипа взялась фирма Ikarus. Проект был утвержден 25 апреля 1940 года, а сам самолёт закончили с постройкой в ноябре того же года. Конструкция ММ-2 была, как и полагается, смешанной. Фюзеляж и центральная секция крыла собиралась из стальных труб. Передняя часть фюзеляжа обшивалась металлическими пластинами, задняя часть - полотном. Консоли крыла изготовлялись из дерева. Помимо стандартного приборного оборудования ММ-2 оснащался немецкой радиостанцией фирмы Telefunken. Весовые тесты начались с 10 ноября. Самолёт полностью загрузили всем необходимым оборудованием и установили вооружение, состоявшее из двух 7,5-мм пулеметов Darne в крыле с общим боезапасом 2175 патронов. Под фюзеляжем была предусмотрена подвеска четырех 10-кг бомб, но на прототипе их не было. Первый полет ММ-2 совершил в декабре 1940 года. Испытывал самолёт лётчик Василий Стоянович. В общей сложности ММ-2 за 45 полетов налетал 20 часов. По отзывам пилота, самолёт был приятен в управлении, имел короткий пробег и хорошие посадочные характеристики. ВВС распорядились срочно наладить серийное производство ММ-2 и даже выдали заказ на 50 машин, но с конца марта по 12 апреля 1941 года ни одного самолёта построено не было. Захваченный немцами ММ-2 был передан хорватам, которые включили его в состав собственных ВВС. Самолёт получил номер 6301 и использовался как курьерский, летая преимущественно по маршруту Земун - Загреб. С марта 1942 года ММ-2 базировался на аэродроме Райловач и окончил свою жизнь 13 мая - пилот Вид Сэйк, не справившись с управлением при посадке, почти полностью разбил самолёт. Повреждения составили 90% и ММ-2 решили не восстанавливать. Документация по нему, большей частью все же сохранилась, однако после завершения войны тему строительства ММ-2 более не поднимали. В 1945 году в Европе хватало советских, британских и американских учебных самолётов, недостатка в которых не было. К тому же, наступала эра реактивной авиации и принципы согласно которым создавался ММ-2 потеряли свою актуальность. Лётно-технические характеристики (ЛТХ)
Литература Андрей Крумкач. Тренировочный самолёт Milosevic MM-2 Letletlet-warplanes.com. Srecko Bradic. Ikarus MM2 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |