Авиация Второй Мировой войныТуполев Ту-2 (716) - Пикирующий бомбардировщик, СССР, 1943Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632 Добавлено: 2016.05.17 Просмотров: 1117 Разработчик: ОКБ Туполева К первой половине декабря 1942 г в ОКБ сформировалась концепция создания«стандартного типа» самолета Ту-2 Это стало возможным благодаря высоким летным данным машины и опыту, накопленному при эксплуатации Ту-2 в боевых условиях. Подталкивали к решению создания «стандартного типа» и требования военных, желавших использовать отличную машину для решения разнообразных боевых задач. Проще и быстрее всего на запросы ВВС мог бы ответить Ту-2 «стандартного типа».Страна: СССР Первый полет: 1943 Тип: Пикирующий бомбардировщик В объяснительной записке ОКБ от 17 декабря 1942 г и в конструкторских разработках отмечались основные достоинства такой машины: «Опыт Отечественной войны показывает, что до 90% задач, ставящихся перед бомбардировочной авиацией, не требуют универсального самолета и могут быть решены более упрощенным бомбардировщиком - бомбардировщиком «стандартного типа» Понятие «стандартный тип» является неотъемлемой частью современной крупносерийной промышленности, без которого это производство невозможно. «Стандартный тип» определяет наиболее простую машину в эксплуатации и производстве». Такая машина не исключала возможности ее специального применения Наоборот, путем лишь небольших добавлений, в конструкцию значительно увеличивались области ее использования. По особому заказу легко могли быть созданы:
Стандартный Ту-2 характеризовался следующими изменениями:
Унификация коснулась и наконечников тяг управления, что позволило количество типоразмеров наконечников труб уменьшить с 46 до 24 шт. (48%). Проведение всех этих упрощений в конструкции стандартного типа позволило снять с самолета 400 кг массы и понизить суммарную трудоемкость его создания в производстве не менее чем на 3000 часов. Кроме того, заметно сокращается время при эксплуатационном обслуживании машины в боевых условиях и повышается ее живучесть». В «стандартный тип» на заводе №156 переоборудовали прибывшие из Омска машины седьмой серии: №713, 716 и 717. Наиболее полно был доработан самолет №716, выпущенный заводом №166 в октябре 1942г. Модернизация №716 в «стандартный тип» велась в июле-августе 1943 г. на заводе №156. 12 августа НИИ ВВС КА подготовил программу «Совместных заводских и государственных испытаний модифицированных самолетов Ту-2 №713 и Ту-2 №716 с 2 М-82ФНВ и винтами АВ-5-167А, производства завода №156 НКАП». Целью испытаний было определение летно-тактических данных самолета, проверка работы ВМГ, надежности работы модифицированных гидросистемы, спецоборудования и вооружения, выявление эксплуатационных особенностей самолета. На наземные испытания отводилось 69 часов, на летные - 28 Планировалось выполнить 48 полетов, включая контрольный полет на управляемость и устойчивость при задней центровке, определение температурных режимов (3 полета), километраж (3), полеты на «зубцы» (2), определение скоростей и скороподъемности (3), определение взлетно-посадочных характеристик с внутренней (12) и наружной (9) подвеской бомб, проверочный полет на пикирование, два полета на расходы горючего и 12 облетов. Программу утвердили начальник НИИ ВВС КА Лосюков и Главный конструктор Туполев. 25 августа 1943 г Туполев направил письмо заместителю наркома Яковлеву: «Сообщаю, что самолет Ту-2 (машина №716), на которой согласно решения ГОКО, установлены моторы М-82ФН и произведены упрощения конструкции, подготовлена к производству совместных испытаний и передается для выполнения их в НИИ ВВС КА Приложения: 1. Акт о готовности самолета Ту-2 с 2 М-82ФН к производству летных испытаний. Акт подписали: начальник ОТК завода №156, ведущий инженер по машине, борт-механик самолета и представитель моторного завода 24 августа 7 943 г. 2. Перечень произведенных упрощений». «Краткий перечень упрощений конструкции, произведенных на самолете Ту-2 (машина №716)» (Приведен полностью, чтобы представить себе объем проведенных доработок):
Яковлев наложил резолюцию: «Согласен передать на совместные испытания в НИИ ВВС. А.Яковлев. 28/VIII». 26 августа 1943 г. самолет №716 совершил свой первый полет. Совместные государственные и заводские испытания проходили со 2 сентября по 16 декабря 1943 г. По постановлению ГКО №3754 от 1 7 июля 1 943 г. Ту-2 должен был иметь максимальную скорость 550 км/ч, потолок 9000 м, дальность полета 2000 км, набирать высоту 5000 м за 10 минут. На испытаниях машина показала скорость 547 км/ч, потолок 9500 м. Время набора высоты 5000 м оказалось на полминуты меньше, чем требовалось, а дальность - на 100 км больше. По результатам испытаний НИИ ВВС сделало заключение, что самолет Ту-2 №716 имеет лучшие летно-технические данные, чем однотипные бомбардировщики как отечественные, так и заграничные, и что основные данные самолета по скорости, потолку и дальности соответствуют требованиям ВВС и постановлению ГКО. Самолет приняли в качестве эталона для серийной постройки на заводе №23 на 1943-1944 гг. Многие работы по совершенствованию Ту-2 проводились на третьем опытном экземпляре. Серийные Ту-2 с моторами М-82 недодавали скорости на второй скорости нагнетателя мотора. Своим приказом №133 от 6 марта 1943 г. НКАП распорядился выяснить причину этого явления. В апреле на самолетах «103В» и Ту-2 №717 провели испытательные полеты. Оказалось, что основная причина недобора скорости крылась в недостаточной высотности магнето, плохом качестве карбюраторов и свечей, крыльчатке нагнетателя. По предложению Туполева на «103В» установили опытные моторы М-82ФН - форсированные с непосредственным впрыском топлива. В начале июля 1943 г. провели испытания (машина получила обозначение «103В» 2 М-82ФНВ), показавшие, что скорость возросла примерно на 20 км/ч. В результате появился приказ НКАП №430 от 20 июля 1943 г., предписывающий устанавливать на серийные Ту-2 моторы М-82ФН. На основании приказа НКАП №547 от 27 сентября 1943 г. в ЛИИ провели испытания «103В» с моторами М-82ФН с различной редукцией: 9/16 и 11/16. Эта работа, проведенная в октябре-декабре 1943 г., показала, что лучшие характеристики самолету обеспечивают моторы с редукцией 9/16. В январе-феврале 1944 г. на том же самолете в ЛИИ провели сравнительные испытания винтов, серийных АВ-5-167А, диаметром 3,8 м, и опытных АВ-5В-21, диаметром 3,6 м. Выяснилось, что установка новых винтов дает самолету прирост скорости 10-11 км/ч на всех высотах и уменьшение времени набора 5000 м на 0,4 минуты. При этом взлетные и пилотажные характеристики оставались практически без изменений. Наибольшее количество поисковых и испытательных работ выпало на долю машины №716. На ней ОКБ провело работы по улучшению боковой устойчивости Ту-2. Площадь вертикального оперения увеличили за счет наращивания верхней части килей (относительная площадь вертикального оперения возросла с 10,85% до 11,95%). Летные испытания в феврале-марте 1944 г. показали, что увеличенное вертикальное оперение обеспечивает хорошую путевую устойчивость, и его рекомендовали для установки на серийные Ту-2.. В апреле 1944 г. на этой же машине провели испытания по определению минимальной и критической скоростей на планировании, в горизонтальном полете и при наборе высоты, определили поведение самолета при срыве в штопор и способы выхода из него. В «Акте результатов исследований Ту-2 №716 на минимальные скорости и штопор» было сделано заключение: «Самолет Ту-2 2 АШ-82ФН №716 с увеличенным вертикальным оперением имеет хорошую управляемость в полете на минимальных скоростях и нормальное поведение в штопоре...» Лётно-технические характеристики (ЛТХ)
Литература Максимилиан Саукке. Ту-2 Крылья Родины. Николай Якубович. В воздухе и на земле Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации Крылья Родины. Владимир Ригмант. Одиссея модернизаций Ту-2 "Война в воздухе" № 66,67. Ту-2 Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970 Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов Monografie Lotnicze. Wiktor Kulikow. Tupolev Tu-2 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |