Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 404
Туполев Ту-2Р - Фронтовой разведчик, СССР, 1942
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1564
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА



Ход войны
Хронология войны
Сражения и операции
Сводки Совинформбюро
Военная фотохроника
Артиллерия Второй Мировой
Авиация Второй Мировой
Танки Второй Мировой
Советские военные песни
Рефераты на тему ВОВ
Женщины-герои СССР
Фото находок с войны

ТОП 20 материалов сайта
Рекомендуем посетить



                                              ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Мнения людей

                                              Справочники и статистические данные


Униформа СССР
Униформа Германии
Униформа Италии
Униформа Англии
Униформа Польши
Униформа Франции
Униформа США
Униформа других стран

Вооружение Вермахта
Боеприпасы Вермахта

Книга об артиллерии



Авиация Второй Мировой войны

Туполев Ту-2Р - Фронтовой разведчик, СССР, 1942


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1632
Добавлено: 2016.03.10
Просмотров: 948

Разработчик: ОКБ Туполева
Туполев Ту-2Р - Фронтовой разведчик, СССР, 1942Страна: СССР
Первый полет: 1942
Тип: Фронтовой разведчик

Шла воина, и армия требовала от ВВС данных воздушной разведки. Специализированных самолетов с достаточно высокими характеристиками и оборудованием не было. Для этой цели приспосабливали устаревшие и не отвечавшие требованиям разведки СБ. Вполне естественно, что с появлением первых серийных Ту-2 встал вопрос о создании его разведывательного варианта.
Весной 1942 г. ОКБ впервые приступило к такой разработке, проводившейся в тесном содружестве с ВВС. Перед конструкторами то и дело возникали вопросы, до того времени ими не встречавшиеся. Помимо размещения фотоаппаратуры разрабатывалось новое аэронавигационное оборудование, автоматика для управления различными АФА и многое другое. Тем не менее, к июню был готов макет первого самолета-фоторазведчика. 2 июня макет предъявили на рассмотрение комиссии. В результате появился протокол следующего содержания:
"Протокол рассмотрения макета самолета Ту-2 в варианте разведчика.
1. Предъявленное на макете самолета размещение аэрофотоаппаратов АФА-Зс с фокусным расстоянием 300, 500 и 600 мм с возможностью установки взамен их аэрофотоаппаратов АФА-1 с фокусным расстоянием 300 и 500 мм в плановом положении и под углами 7 и 13 градусов утвердить.
2. Признать самолет Ту-2 в комплексе с предъявленным на макете указанном в п.1 фотооборудованием и добавочным бензобаком, а также предъявленной в чертежах перспективной установкой для АФА-В, удовлетворяющим требованиям, предъявляемым к разведчикам".
Протокол подписали от НИИ ВВС ведущий инженер 3-го отдела инженер-подполковник Мируц и подполковник Житов, от завода No.766 - главный военпред инженер-подполковник Бровко, главный конструктор Туполезв, начальник бригады АНО Френкель и начальник бригады общих видов Егер.
После этого ОКБ приступило к переоборудованию одного из серийных Ту-2 в вариант разведчика.
Тем временем в ВВС закончили составление первых ТТТ к такой машине. Их проект прислали для согласования Туполеву. В этих ТТТ предусматривалось, что "разведывательный самолет "Ту-2р" строится на базе серийного двухмоторного фронтового бомбардировщика "Ту-2" с моторами "М-82А". Машина должна была вести разведку целей на оперативной глубине фронта и стратегическую разведку "в интересах Главного командования". Объектами разведки были: войска "во всех положениях" и их штабы, оборонительные районы и рубежи, оперативно-стратегические резервы, пути подхода и снабжения войск, аэродромы, базы, склады, военно-промышленные центры.
"По своим летно-тактическим данным, вооружению и оборудованию самолет Ту-2р должен соответствовать самолету Ту-2 6-ой серии со следующими изменениями:
1. Дальность при скорости 375-400 км/ч для дневной разведки 2500 км, для ночной разведки - 2000 км.
Примечание: Увеличение дальность полета для дневной разведки должно осуществляться за счет подвески в бомбовом отсеке дополнительного бензобака.
2. На самолете должна быть специальная аэрофотоаппаратура для дневной и ночной разведки.
3. Прицеливание на бомбометании ведется только прицелом ОПБ-1м.
4. Желательно предусмотреть съемную броню для защиты наиболее жизненных агрегатов и коммуникаций, гидросистемы борта задней кабины и фонаря штурмана".
Военные хотели получать разведчик в двух вариантах: под установку в бомбоотсеке двух аппаратов АФА-1 или двух АФА-Зс (установки должны быть взаимозаменяемыми) и под установку двух АФА-33. Крепление фотоаппаратов должно было обеспечивать монтаж АФА за 8-10 минут, а демонтаж - за 4-5 минут, изменение угла наклона АФА перед полетом с помощью простейшего инструмента. Фотолюки требовалось закрыть крышками, чтобы на рулежке на объективы АФА не попала грязь, и открывать их только перед взлетом. Съемка должна была производиться с закрытыми бомболюками, а конусы АФА, выступающие за габариты самолета, требовалось "защитить от действия воздушного потока обтекателями". В обоих вариантах вместо фотоаппаратов предусматривалась подвеска 8-9 бомб ФО-ТАБ-35. В этом случае фотоустановки АФА-1, АФА-Зс и АФА-33 снимались.
Аэрофотоаппараты АФА-1 (с объективами 300 и 500 мм) должны были устанавливаться в сдвоенной установке, которая позволяла бы применять каждую камеру для плановой съемки и для перспективной съемки одной камерой влево, другой вправо от направления полета. Углы наклона относительно плоскости симметрии должны были составлять 13 градусов для фокусного расстояния 300 мм и 7 градусов - для 500 мм. АФА-Зс с объективами 300, 500 или 600 мм должны были размещаться на той же установке вместо АФА-1. АФА-33 (одна с объективом 300 мм, а другая с объективом 500 или 750 мм) предполагалось расположить в плановой установке.
Кроме всего этого, "в дополнение к имеющимся на самолете фотоустановкам для АФА-Б и НАФА-19", планировалось сделать "фотоустановку и фотолюки для перспективной съемки влево от направления полета фотоаппаратом АФА-Б" под углами 45 и 60 градусов от вертикали. Фотоустановка для перспективной аэросъемки фотоаппаратом АФА-Б должна была "вставать на место, имеющееся для АФА-Б в кабине стрелка-радиста". Открывал фотолюки в полете и управлял наклоном камеры также стрелок-радист. Установка НАФА-19 оставалась точно такой же, как и на серийном бомбардировщике Ту-2. Документ подписал начальник НИИ ВВС КА.
Разведчики, судя по всему, действительно были крайне необходимы, поскольку всего через три дня после ТТТ - 5 июня 1942 г. командование ВВС через своего представителя на заводе No.166 обратилось к Туполеву:
"Командование ВВС просит Вас срочно проработать вопрос о подготовке 4 очередных машин Ту-2 для использования их в качестве дальних разведчиков с установкой на них 2 фотоаппаратов АФА-З-С, подвесного бензобака и Березинского пулемета для защиты верхней полусферы.
Прошу Вашего распоряжения о проработке этого вопроса в 2-х вариантах - в первую очередь использования уже построенных самолетов и во вторую очередь на последующих серийных самолетах с уже принятой Березинской установкой.
Для ускорения разрешения вопроса считаю целесообразным провести испытание подвесного бензобака на "103В" с целью разрешения вопроса с системой бензопитания из подвесного бака." 12 июня 1942 г. Туполев поставил на ТТТ резолюцию: "Согласовано" и направил начальнику НИИ ВВС КА П.А.Лосюкову для утверждения "протокол рассмотрения макета самолета Ту-2 в варианте разведчика", согласованные ТТТ и четыре альбома с "краткими данными самолета Ту-2".
Еще через шесть дней, 18 июня, у директора завода No.166 состоялось совещание с участием Туполева, заместителя главного инженера завода Полонского, военпреда Бровко и командира 2 ДРАП главного командования Тюрина. В итоге был принят "Протокол об оборудовании 5 машин Ту-2 в варианте "фоторазведчик":
1 Все пять машин заводом сдаются военпреду в варианте бомбардировщика, и завод после сдачи их заказчику по дополнительному соглашению устанавливает на них по 2 фотоаппарата АФА-ЗС. Фотоаппараты в полной комплектации поставляются заказчиком.
2. Принять к сведению заявление Главного конструктора, что чертежи на фотоустановки будут закончены к 23.06.42 г.
3. Завод изготавливает опытную установку крупнокалиберного пулемета Березина на блистер и проводит испытание ее к 15.07.42 г. После испытаний завод изготовит их на все пять машин в срок по дополнительному соглашению, при условии поставки заводу No.166 пяти комплектов установки Березина с пулеметом в комплектации, указанной ОКБ завода No.166.
4. По установке подвесного бензобака ОКБ завода изготавливает форсированными темпами чертежи на бак, и завод проводит испытания имеющегося подвесного бака на одной из серийных машин
В случае удовлетворительных результатов испытаний подвесные баки ставятся на все 5 машин по дополнительному соглашению."
Имея строгие инструкции командования о скорейшем выпуске Ту-2Р, военные не могли не написать своего "особого мнения": "Полное оборудование 5 машин в варианте фоторазведчика с постановкой 2 АФА-ЗС, крупнокалиберного пулемета Березина и подвесного бензобака необходимо закончить в срок не позднее 15.07.42 г."
Всего за месяц! Надо полагать, что они при этом понимали, что указанный ими срок явно нереален.
В октябре 1942 г. в ОКБ поступили "Изменения к ТТТ на самолет Ту-2 в варианте разведчика (Ту-2Р)", утвержденные начальником НИИ ВВС К А Лосюковым:
"В соответствии с протоколом совещания по унификации системы фотовооружения внести следующие изменения в тактико-технические требования на фотооборудование самолета Ту-2 в варианте разведчика:
1. На самолете Tу-2P устанавливаются аэрофотоаппараты АФА-ЗС, АФА-3.3 и НАФА-19 в следующих вариантах: а) первый вариант -дневной фоторазведчик. Два АФА-Зс с фокусным расстоянием 500 мм устанавливаются в сдвоенной планово-перспективной фотоустановке, которая позволяла бы применить каждую камеру для плановой съемки и для перспективной съемки одной фотокамерой вправо, другой влево от направления полета; углы наклона камер должны обеспечивать перекрытие между маршрутами, фотографируемыми этими камерами в 30%. б) второй вариант - дневной фоторазведчик. Два АФА-33 устанавливаются в плановой фотоустановке. Одно место в установке приспособить для камеры с фокусным расстоянием 200 мм, а другое - для камеры с фокусным расстоянием 500 мм или 750 мм (в порядке замены)... в) третий вариант - ночной фоторазведчик. Устанавливаются один НАФА-19 в плановой фотоустановке и 9 фотобомб ФОТАБ-35. В этом случае дополнительный бензобак и АФА для дневного фотографирования снимаются.
2. Общие требования к фотооборудованию самолета оставались прежними".
Поскольку в первую очередь фронту требовались все-таки бомбардировщики, работы по разведчику продвигались медленно. Только в декабре 1942 г. завод передал во 2-й ДРАП три самолета (No.No.508, 601 и 603) из пяти намеченных.
При этом на машинах No.508 и No.601 установили по одному неподвижному фотоаппарату, а No.603 оснастили двумя спаренными фотоаппаратами АФА-Зс/50 на подвижной установке с односторонним качанием. Один из аппаратов наклонялся влево, другой вправо на углы от 0 до 7 градусов. В результате можно было осуществлять перспективную двухмаршрутную съемку местности.
Все три самолета с 30 декабря 1942 г. до 21 января 1943 г. успешно прошли войсковые испытания во 2-м ДРАП на Калининском фронте. В отчете по результатам испытаний отмечалось: "...Размеры бомбоотсеков позволяют устанавливать фотоаппараты больших размеров типа АФА-33... Качающаяся спаренная установка позволяет фотографировать площадь, равную площади, сфотографированной при одинаковых исходных данных четырьмя самолетами..."
Результаты этих испытаний позволили ОКБ уточнить план дальнейших работ над разведчиком.
Испытание бензосистемы с дополнительным подвесным баком удалось закончить только в июле 1943 г. Доводочные работы проводились на самолете Ту-2 No.406. Кроме подвесного бака, установленного в передней части бомбоотсека, на машине смонтировали два спаренных АФА-Зс/50 на качающейся установке. Один аппарат мог отклоняться влево, другой вправо на углы от 0 до 9,5 градусов.
Государственные испытания проходили в НИИ Спецслужб с 18 декабря 1943 г. по 20 марта 1944 г.
В 1944 г. завод No.23 доработал серийный самолет Ту-2 No.304 выпуска завода No.166 в вариант разведчика. На нем установили подвесной бак и фотоаппарат АФА-33/50 на качающейся установке для двухмаршрутной съемки. После модернизации и заводских испытаний машину в мае 1944 г. передали в 47-ой ГДРАП на войсковые испытания.
На их основании сделали следующее заключение: "...- самолет Ту-2 в варианте разведчика войсковые испытания выдержал, - установка подвесного бензобака обеспечивает практическую дальность в 2130 км, - считать необходимым поставить вопрос о серийной постройке Ту-2 в варианте разведчика, - рекомендовать применение на самолете Ту-2 в варианте разведчика качающейся фотоустановки под АФА-33/50 или АФА-33/75 и дополнительно к ней АФА-33/20, - просить НКАП дать задание ОКБ завода No.156 разработать и предъявить на испытания упрощенную конструкцию качающейся аэрофотоустановки под АФА-33/50 и АФА-33/75 и аэрофотоустановку под АФА-33/20, - дополнительное остекление передней кабины между 4 и 6 шпангоутами считать целесообразными для самолета в варианте бомбардировщика."
Войсковые испытания Ту-2Р No.304 позволили определить характеристики фотооборудования, и на основании этого УВВС выпустило новые ТТТ к самолету Ту-2Р как эталону для серии на 1945 г. В основном они сводились к следующему:
"...1. В бомбовом отсеке должен быть поставлен дополнительный бензобак с сигнализациями полного заполнения и остатка горючего.
2. На самолете должны быть установлены восемь кислородных баллонов емкостью по четыре литра, что обеспечивало бы полет продолжительностью 5 ч. на высоте 7000 м.
3. В бомбовом отсеке должны быть установлены: а) качающаяся аэрофотоустановка для АФА-33/50 и АФА-33/75 в порядке взаимозаменяемости, б) неподвижная аэрофотоустановка для АФА-33/20.
4. Фотолюки должны иметь открывающиеся и закрывающиеся в полете створки, управление которыми должно находиться у штурмана.
5. Самолет должен иметь соответствующее бытовое оборудование..."

Описание конструкции.
Самолет выполнен по схеме среднеплана, считавшейся наиболее подходящей для скоростного бомбардировщика, поскольку такое расположение крыла обеспечивало минимальное аэродинамическое сопротивление, а центроплан, "протыкавший" фюзеляж насквозь, не мешал размещению большого бомбоотсека.
Кессонное крыло состояло из центроплана, выполненного зацело с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. На центроплане располагались мотогондолы и главные стойки шасси. Кессон образован передней стенкой, главным лонжероном и толстой обшивкой, подкрепленной изнутри листами с продольным гофром. Стык консолей с центропланом - фланцевый. Крыло снабжалось посадочными щитками Шренка, отклонявшимися на 15 град. на взлете и на 55 град. при посадке.
Фюзеляж - полумонокок состоял из трех частей: носовой, средней и хвостовой. В его силовую схему входили четыре лонжерона, шпангоуты и толстая дюралюминиевая обшивка.
Шасси самолета - трехстоечное, с хвостовым колесом, убирающееся. Управление жесткое, вся проводка упразднил состояла из трубчатых тяг и качалок.
Силовая установка - два звездообразных четырнадцатицилиндровых двухрядных двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН.
В экипаж самолета входили: пилот, штурман, сидевший сзади и чуть справа от пилота для лучшего обзора, стрелок-радист (его кабина располагалась непосредственно за крылом) и стрелок, защищавший заднюю нижнюю полусферу. В распоряжении стрелков и штурмана были три пулемета УБТ калибра 12,7 мм. Кроме того, в центроплане у бортов фюзеляжа размещались две пушки ШВАК калибра 20 мм. В варианте бомбардировщика Ту-2 брал на борт от 1 до 3 т бомб.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

Модификация Ту-2Р
Размах крыла, м 22.06
Длина, м 13.80
Высота, м 4.55
Площадь крыла, м2 48.80
Масса, кг
пустого самолета 7546
нормальная взлетная 10320
максимальная взлетная 11420
Тип двигателя 1 ПД АШ-82ФН
Мощность, л.с. 1 х 1850
Максимальная скорость , км/ч
у земли 492
на высоте 548
Практическая дальность, км 2280
Практический потолок, м 9050
Экипаж 4
Вооружение: один 12.7-мм пулемет УБТ


Литература

Максимилиан Саукке. Ту-2
Моделист-Конструктор. Вячеслав Кондратьев. Двухмоторный бомбардировщик-разведчик Ту-2Р
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Одиссея модернизаций Ту-2
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Monografie Lotnicze. Wiktor Kulikow. Tupolev Tu-2
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/great-victory.ru/docs/index.php on line 1635

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21


При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!